пятница, 28 мая 2010 г.

Шевырев в Риме

Шевырев
Ленин - в Польше, а Шевырев - в Риме! И надо сказать, что Шевырев всё же провёл своё время с большей пользой.
Шевырев Степан Петрович (1806 - 1864). Русский литературный критик, историк литературы, поэт; академик Петербургской Академии наук. С.П. Шевырев мне лично кажется вполне трезвомыслящим человеком. Он являлся сторонником монархической идеи «Православие, Самодержавие, Народность», но скептически относился к идеализированию общины славянофилами. С.П. Шевырев был учителем сына Зинаиды Волконской. Вместе с ним жил за границей в 1829—1832, изучая историю искусства и архитектуры в Швейцарии и Италии. По возвращении защитил диссертацию «Дант и его век» (1833). Ко времени пребывании в Италии относятся его заметки "Прогулка по Апеннинам в окрестностях Рима"
С.П. Шевырев пишет: "Из Римской заставы Porta Maggiore, которая впускает в Рим воду Клавдиеву и новый Анио, мы, древней дорогой Лабиканской, отправились в Палестрину. По этой дороге, думают, была вилла Регула, где он, окруженный воздухом нездоровым, обрабатывал свое неблагодарное поле. Мы проехали мимо знаменитого озера Реджилло, где происходила битва между латинскими народами и римлянами; здесь диктатор Авл Постумий одолел навсегда Тарквиниев и покорил Риму его латинских соседей, озеро похоже на болото, и ландшафт в книге Нибби "Путешествие по окрестностям Рима" существует более в одном его воображении. Лабико, древняя колония Албанская, ныне называется Колонною. Она славна была издревле своим виноградом, которого Каракалла ежедневно съедал по 20 фунтов с прибавкою ста персиков Кампанских и десяти дынь Остийских. Близ этого места в Сан-Чезаро (San-Cesareo) была вилла Юлия Цезаря, где он сделал свое духовное завещание. Винограду и теперь много: он уступами стелется с покатого поля. Прекрасные деревья, укутанные плющом, предлагают прохладу страннику. Этот виноград живо припоминает сравнение Вергилия со строями войска и, по совету его, растет на месте, весьма доступном солнцу. Странно, что Вергилий, говорящий о супружестве винограда с деревьями, не говорит о гирляндах его; стало быть, их тогда не было. Неужели это красивое сажание Вакхова плода принадлежит неизящным временам средним?.."
Полный текст С.П. Шевырев. "Прогулка по Апеннинам в окрестностях Рима в 1830 году"

Три года проведённые в Италии и Швейцарии не прошли даром для С.П. Шевырева: он учил и учился. Изучал классическую философию, греческих писателей, историю древнего и нового искусства, историю Италии, итальянский, испанский, английский языки и их литературы, теоретические и исторические основы эстетики. Статьи его и стихи этих лет печатались в российских журналах.

Баженова А. писала о Шевыреве:
"Шевырев до наших дней остался неоцененным русским национальным деятелем во всей его разносторонности; более того — оболганным: почти 100 лет русским «преподносили» его как «реакционера». Около его имени постоянно витали определения «охранительный», «официальный», «славянофил» — словно это преступления. Издания его серьезных трудов в течение ХХ в. не предпринимались. Публикации, которые были, сводились порой к двум-трем «цыганским» или сентиментальным романсовым стихотворениям, словно это все, что Шевырев написал. Ярые интернационалисты, со своими доминирующими антирусскими идеями, весь ХХ в. низводили Шевырева до третьестепенной величины литератора, принижая значение великого русского просветителя-патриота".

Наш сайт "Литература и Жизнь" по мере возможности пытается восполнить этот пробел в русской культуре и старается публиковать произведения С.П. Шевыревва.

Комментариев нет:

Отправить комментарий