суббота, 15 мая 2010 г.

Салтыков-Щедрин о петербургских театрах

Салтыков-Щедрин
Говоря о петербургский театрах, Салтыков-Щедрин обращает своё внимание на пьесу "Слово и дело" Ф. Устрялова. Это комедия в пяти действиях, которая, как считается, обращается к теме Нигилизма молодёжи и личности Базарова. М.Е. Салтыков-Щедрин пишет: "Во-первых, пьеса обязана своим появлением "Отцам и детям" г. Тургенева. "Вы напрасно думали изобразить нынешнее молодое поколение в лице Базарова, - говорит г. Устрялов г. Тургеневу, - нет, это не Базаровы, это Вертяевы!" Но здесь-то именно и заключается первая ошибка г. Устрялова. Он, очевидно, принимает Базарова за что-то серьезное, тогда как серьезного в нем нет ровно ничего.

В самом деле, чем Базаров заявляет о своей серьезности? Тем ли, что хвастается своим нигилизмом перед старичками Кирсановыми? тем ли, что приударяет за госпожой Одинцовой? Но разве тут есть что-нибудь серьезное, заслуживающее опровержения? Хвастливость и способность к приударению, конечно, суть свойства не чуждые человечеству, но, сколько нам известно, никогда не составляли типического признака какого бы то ни было поколения, ни древнего, ни нового. Над хвастунами смеются чуть ли не со времен Аристофана, а об охотниках до клубнички существует такая разнообразная литература, что сам г. Лонгииов затруднился бы написать ее библиографию. По нашему мнению, г. Тургенев именно так и понимал это дело: он просто писал свою повесть на тему о том, как некоторый хвастунишка и болтунишка, да вдобавок еще из проходимцев, вздумал приударить за важною барыней, и что из этого произошло. Все остальное, как-то: словопрения с братьями Кирсановыми, пребывание юных нигилистов у старого нигилиста (Базарова-отца), - все это не больше как эпизоды, которые искусный писатель необходимо вынуждается вставлять в свою повесть для того, чтобы она не была короче утиного носа. Вольно же было людям, во всем доискивающимся сокровенного смысла, доискиваться этого смысла и в романе г. Тургенева. А если этого смысла нет, то, стало быть, сочинение, имеющее задачей опровергнуть Базарова, есть сочинение мнимое, сочинение, выступающее с целым запасом смертоносных орудий затем, чтобы умертвить клопа...."
Полный текст статьи М.Е. Салтыкова-Щедрина "Петербургские театры. Слово и дело. Комедия в пяти действиях Ф. Устрялова"

Автор указанной пьесы - Устрялов (Федор Николаевич) - сын историка (1836 - 1885), журналист и драматург. Учился в Петербургском университете; будучи студентом, написал сочинение "О псковской судной грамоте" (Санкт-Петербург, 1855). Служил в статистическом отделении при департаменте сельского хозяйства и участковым мировым судьей в Петербурге (1869 - 1872). Писал статьи историко-литературного характера и публицистические. Ему принадлежат художественные, прекрасные переводы трагедии Шекспира "Макбет" (Санкт-Петербург, 1877), комедии Мольера "Скупой" (Санкт-Петербург, 1875), романа Эркмана-Шатриана "Семейная вражда" (Санкт-Петербург, 1874), произведений Гейне ("Женщины и девушки Шекспира", "Вильям Шекспир"), Анатоля Франса, Фр. Коппе, Жюля Симона, и др. Устрялов написал несколько пьес, затрагивавших вопросы брачный, женской эмансипации и другие, разрабатывавшиеся в литературе 60 годов - "Слово и дело" (Санкт-Петербург, 1863), "Чужая вина" (Санкт-Петербург, 1864), "Разрыв" (Санкт-Петербург, 1865), "Слабый человек" (Санкт-Петербург, 1866), "Вечер в среднем кругу", сцены (Санкт-Петербург, 1867). Из них имела успех - главным образом литературный - комедия "Чужая вина", в которой недурно очерчены характеры и есть знание жизни. Считается, что Устрялов обладал средним литературным талантом, но переводчик был образцовый. Будучи одно время деятельным сотрудником "Будильника" Н.А. Степанова , многие статьи свои подписывал псевдонимом Иван Вертяев. В 1871 - 1872 гг. издавал и редактировал газету "Новое Время". Ср. "Обзор жизни и трудов русских писателей", Языкова ; "Исторический Вестник, Новь". П. В. Б.

Комментариев нет:

Отправить комментарий