воскресенье, 21 августа 2011 г.

Из слов Иоанна Златоуста

Св. Иоанн Златоуст.
Делающий добро и испытывающий зло получит большую награду


Не удивляйся, когда видишь, что праведный, совершающий великие подвиги, терпит множество бедствий, ибо надлежало бы дивиться противному, то есть если бы диавол, будучи часто поражаем, оставался в покое и кротко переносил наносимые ему раны. Неудивительно, если змий, получая непрестанные удары, свирепеет и бросается на ударяющего, а диавол, пресмыкаясь, свирепствует против всех злее всякого змия и нападает, выставив жало, подобно скорпиону. Это не должно смущать нас; возвращающемуся с войны после сражения и победы необходимо быть в крови, а нередко и иметь раны. Посему и ты, когда видишь, что кто-нибудь подает милостыню и совершает множество других добрых дел и таким образом сокрушает силу диавола, а между тем подвергается искушениям и бедствиям, не смущайся этим, что сильно поражает диавола. Но для чего, скажешь, Бог попускает это? Для того, чтобы он удостоился больших венцов, а диавол получил сильнейшее поражение. Ибо когда он, делая добро и испытывая зло, за все благодарит Бога, тогда диавол поражается. Великое дело — быть милосердым и добродетельным тогда, когда обстоятельства благоприятны; но гораздо важнее не отступать от доброй деятельности и во время бедствий — в последнем случае человек действует собственно для Бога. Итак, возлюбленные, будем ли мы находиться в опасности или терпеть что-нибудь прискорбное, станем с тем большим усердием совершать подвиги добродетели, ибо не ныне — время воздаяния. Не будем искать венцов здесь, дабы во время раздаяния венцов нам не уменьшить своей награды. Как у художников работающие на собственном иждивении получают большую плату, а проживающие на счета нанявшего их получают плату гораздо меньшую, так и из святых, кто совершает много добра и терпит много зла, тот получает полную награду и гораздо большее воздаяние не только за добро, которое он сделал, но и за зло, которое он претерпел; а кто наслаждается здесь, живя в удовольствиях и роскоши, тот получает там не столь светлые венцы. Посему не будем искать воздаяния здесь, но тогда особенно и будем радоваться, когда мы, делая добро, терпим зло, потому что там Бог готовит нам награду не только за добрые дела, но и за претерпеваемые искушения.

Дабы сказанное было яснее, представим двух людей богатых, которые оба милосерды и подают бедным. Потом пусть один останется при своем богатстве и наслаждается полным благоденствием, а другой пусть впадет в бедность, подвергнется болезням и несчастиям и между тем благодарит Бога. Когда они отойдут отсюда, то который из них получит большую награду?

Не явно ли, что подвергшийся болезням и скорбям, так как он и в благоденствии и в злополучии не впал в человеческие слабости? Без сомнения, он. Такой человек, подлинно, есть столп адамантовый, есть раб верный. Если же всякое добро надобно делать, имея в виду не царство, а волю Божию, которая больше всякого царства, то чего удостоится тот, кто не нерадит о добродетели, потому что здесь не получает за нее воздаяния? Посему не будем смущаться, когда видим, что кто-нибудь, принимавший к себе вдовиц и часто угощавший бедных, лишается своего дома из-за пожара или испытывает другое подобное несчастие,— он и за это получит награду. Так и Иову не столько удивляются за его милостыни, сколько за следовавшие потом страдания; а друзья его за то и осуждаются и почитаются ничего не стоющими, что они требовали воздаяний в настоящей жизни и поэтому неправедно судили о праведнике. Итак, терпя бедность и нищету, не будем искать воздаяния в здешней жизни; крайне постыдно домогаться здешних благ, тогда как нам предложено небо и блага выше, чем небесные.

Из 43-й беседы на Первое послание к Коринфянам

Комментариев нет:

Отправить комментарий