воскресенье, 14 августа 2011 г.

Начало Успенского поста

Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице

Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и честного креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) с волжскими булгарами в 1164 году.

Это первый из трех праздников Всемилостивому Спасу, совершаемых в августе. Второй - Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (6 августа), а третий - перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа (16 августа в попразднство Успения Пресвятой Богородицы). Эти три праздника как бы связуют весь Успенский пост.

Св. Иоанн ЗлатоустЦерковь во имя иконы Божией Матери Всех скорбящих Радость
Смирению научает нас Господь

Придите, говорит Господь, научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф. И, 29). Я произношу эти слова не из тщеславия, но показал их вам опытом дел; ибо Я кроток и смирен сердцем — это можешь ты видеть из того, чем Я был. Посмотри на Мой вид, представь Мое достоинство и поклоняйся Моему снисхождению для тебя: рассуди, откуда Я пришел и где беседую с тобою; имея престолом небо, Я стою на земле и говорю с тобою; Я прославляюсь горе, и здесь как долготерпеливый не гневаюсь; ибо Я кроток и смирен сердцем. Если бы Я, сын Царя, не был кротким, то не избрал бы Себе в Матерь рабу; если бы Я, Творец невидимых и видимых существ, не был кротким, то не пришел бы к вам; если бы Я, Отец веков, не был кротким, то не допустил бы обвить Меня пеленами; если бы Я, владеющий богатством всей природы, не был смиренным, то не перенес бы бедности яслей; если бы Я, на Которого не могут взирать даже херувимы, не был кротким, то не стал бы жить вместе с бессловесными; если бы Я, плюновением доставляющий свет слепым, не был кротким, то не терпел бы заплевания из беззаконных уст; если бы Я, освобождающий рабов, не был кротким, то Я не принял бы рабского биения; если бы Я не был кротким, то не дал бы спины Моей на бичевание за пленников. Но почему Я не говорю о важнейшем? Если бы Я не был кротким, то, между тем как другие должны бы страдать, Я, Который нисколько неповинен, не заплатил бы за них смертного долга; но Я заплатил, чтобы и за тех, которые содержатся внизу, во аде, отдать долг наказания, ибо Я не только Царь живых, но и Владыка умерших. Поэтому Я и прошел тот и другой путь домостроительства; явился Человеком, был и мертвым на малое время, чтобы всем и тем, которые находились под землею, уделить дар Моего нетления. Придите... научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем. Уничижение Мое — от произволения, а не от естества Моего; по существу Я неприступен, но по желанию снисхожу ко всем. Придите... научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, а не достоинством Своим; Я кроток по произволению, а не по могуществу: по могуществу Я страшен для ангелов, а по произволению смирен для людей. Придите... научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем. Я говорю сообразно с Моим милосердием; больше власти Я люблю благость. Я, Царь, говорю с тобою; велика сила Моя, но Я не хочу поражать немощь твою присущим Мне могуществом. Не говорю: придите... научитесь от Меня, потому что Я — Владыка, Господь твари, Который, взирая на землю, заставляет ее трепетать, Который измерил небо пядью и землю объемлет дланью, но: придите... научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем. Я так кроток: ты согрешил, а Я потерпел бичевание; Я так добровольно смирен: Я, Владыка, пришел освободить тех, которые находились в рабстве, а они Меня, Освободителя, били по ланитам, и рабы распяли Меня, а Я, несмотря на то, умоляя за них Отца Своего, говорил: Отче, прости им, ибо не знают, что делают (Лк. 23, 34). Итак, придите... научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем. Придите, Я усердно прошу и не стыжусь просить и умолять Своих рабов, чтобы не быть вынужденным наказать их; придите, и научитесь от Меня кротости прежде, нежели увидите от Меня страшное; придите, ныне Я врачую, а вскоре буду судить. Я ныне щажу, а немного после буду произносить приговор; ныне Я милосерд, а чрез несколько времени явлюсь праведным Судиею. Придите... научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем. Или почтите кротость Мою, или устрашитесь могущества Моего. Придите, предупредите явление лица Моего исповеданием, потому что смирение Мое ограничено известным временем. Только настоящая жизнь, говорит Господь, есть время явления Моего долготерпения; наступит время, когда затворится дверь такой Моей благости; придет время, когда льющиеся слезы грешников не принесут пользы; придет время, когда звучащие трубы везде объявят Мое Второе пришествие, когда ангелы, облетев всю землю, представят на суд мириады мертвых, когда будет поставлен престол и Я приду на горних силах, когда начала и власти будут сопровождать Меня идущего, когда светила Царства Моего озарят весь мир, когда книги житейских дел откроются пред каждым, когда будет награждено точное исполнение закона и произнесен строгий суд над бесами, когда подсудимый будет стоять, имея предстоящими при себе одни только дела свои, когда мысли будут обвинять и совесть осуждать каждого, когда злые духи будут внимать словам Судии, когда печь будет ожидать приговора этого Судии, когда слово помилуй уже не поможет взывающему. Итак, придите прежде, нежели Я затворю двери Моего милосердия; прежде, нежели заключится торжище жизни, прежде, нежели окончится зрелище житейское; ибо назначенный срок кончины уже при вратах. Придите прежде, нежели Я начну судить; ибо если Я предворю, восседши производить суд, то уже не буду миловать. Для того Я и представил ясный пример юродивых дев, которых светильники жизни, не имевшие елея правды, погасли, для которых отвечали изнутри: не знаю вас, чтобы предуказать на слова, какие будут сказаны на том суде грешникам.

Из Беседы на память мученика Васса

Комментариев нет:

Отправить комментарий