четверг, 17 ноября 2011 г.

Из альманаха «Письма о Ташкенте»: Советский хлопок

С сентября до декабря
Топай,топай!!!(это весь хор)
Вся республика стоит
Кверху Ж….й!!(это тоже весь хор)
Мы выходим на поля
Топай,топай(хор!)
Золотит подбор заря
Кверху Ж….й!!!(хор!!)
Возвращаемся в барак
Топай,топай(хор!)
Макаронины в супу
Кверху Ж….й!!(хор обязательно!)

И так далее.Количесто куплетов неограничено и зависит от фантазии и степени осатанения исполнителей!

Каждый раз проезжая по шоссе Иерусалим-Тель-Авив, справа наблюдаю небольшие хлопковые поля. Иногда 2-3 комбайна. Людей никогда не видно. Наводит на воспоминания. Обычно советских студентов осенью отправляли на сельхозработы. Если в России это обычно называлось «ехать на картошку», то у нас, в Узбекистане – «ехать на хлопок».
«Растение, из которого получают хлопковое волокно, называется хлопчатником. Именно хлопчатник возделывают в хлопководческих хозяйствах. В советской журналистике работников таких хозяйств именовали хлопкоробами по аналогии с хлеборобами. В тюркских языках хлопок — пахта, а хлопкороб — пахтакор (такое название носила, кстати, известная узбекская футбольная команда).»
Хлопок был всегда. С институтом я ездил убирать хлопок в 80х. В 50-60х собирали родители, тогда еще студенты. В 30х – бабушка. Примерно с октября по декабрь все города Узбекистана пустели. Все студенты, (кроме консерватории) школьники старших классов (кроме Ташкента) вывозились на уборку хлопка.

В газетах начинали публиковаться «фронтовые сводки» по уборке. По выходным вывозили людей с предприятий. Могли остановить рейсовый междугородний автобус и выгнать пассажиров в поле на несколько часов.
В местных новостях (программа Ахборот) начинали выпуск с репортажей об уборке, заканчивали сводкой по областям и процентами, оставшимися до выполнения плана. План в 80-е был где-то в районе 6 млн. тонн.
На какое-то время автобусы пропадали из города. Тысячи автобусов – ЛИАЗы,Икарусы,ЛАЗы нужны были, чтобы вывезти за раз десятки тысяч человек.
Брали с собой одеяла, матрасы, спальники, металлические или эмалированные миски, кружки. Консервы, вареную сгущенку, тушенку.
Экипировка была примерно такая: плотная хлопчатобумажная рубаха или футболка,бушлат, телогрейка или куртка. Сапоги кирзовые. Иногда ботинки. Штаны попрочнее.Ремень.Нож.Фляжка для воды.Вязаная лыжная шапка или ушанка – для холода, кепка или панама – для жары.На предприятиях иногда брали кровати-раскладушки.

Просто не поехать было нельзя – отчисляли сразу, с формулировкой: за потерю связи с институтом. Освобождали редко – только из-за гепатита с суровыми справками, беременности на последних месяцах или открывшейся язвой.
Нас обычно вывозили в малонаселенные районы, где были только поля и оросительные каналы. Сеяли хлопок техникой, на уборке -несколько раз проходили комбайнами, все собрать не могли. Потом выпускали на поля людей. В 50-60х люди жили в школах или машинных дворах, и в обжитых местах. Потом освоили новые площади. А людей не хватало.
Между хлопковыми картами обычно строили бетонный барак (кошару) Пол был земляной. Ставили печку, изготовленную из бочки. В бараке сколачивали 2х этажные нары(иногда 2х этажные сеточные кровати).Когда места было мало, то отмеривали на нарах полотенцем по 50 см на человека. Иногда халтурно сделанные верхние нары падали вниз.На веревках развешивали тряпки, разделяющие ячейки, под верхними нарами натягивали пленку, чтобы барахло не падало вниз. Выглядело это как декорация к пьесе Горького «На дне». Ну и лица со временем приходили в соответствие.

За пару недель до основной массы, выезжали на место «бывалые» квартирьеры.Рядом с бараком вкапывали большую бетонную трубу для привозной питьевой воды. Ставили пару навесов для кухни, большой казан, несколько титанов для кипятка. Из титана чай почти всегда был «вареным», с копотью или соляркой.Рыли яму для туалета, вбивали колья, обтягивали брезентом.Во многих институтах был обычай – в день отъезда домой – сжигать туалеты.
Многое зависело от института. Самыми зверскими по отношению к людям традиционно были медицинские и педагогические институты.Самым либеральным – университет. Остальные на шкале между ними.
Выходили на поле с восходом солнца. Завершали работы – с закатом.Днем привозили в поле на тракторе в больших бидонах обед ( одно блюдо – обычно густая жирная шурпа со следами мяса,рис,макароны).чай, хлеб и сахар. Расстилаешь один фартук на землю, на другой – ставишь жратву.Вечером ужин. По особым праздникам -плов. Тонок был слой цивилизации.

Однажды на нашем курсе в толпе, кинувшейся за едой, толкнули одну девочку в кипящий казан. Обварила руки. Атмосфера на станах зависела от преподавателей.На них, в свою очередь, давило руководство, а на тех -вышестоящее партийное.
Рабочая стойка хлопкороба – Г. На пояснице висел фартук – большой кусок прочной хлопчатобумажной ткани с завязками по краям. Второй фартук обмотан вокруг талии. В этой позе сборщик быстро передвигался вперед, выщипывая волокно из коробочек с кустов слева и справа и снизу вверх. Дойдя до конца грядки, разворот на 180 градусов и на другую грядку. На поясе подвешивался средневолновый транзисторный приемничек «Сокол». Запомнилось, часов в 5 вечера , передавали по ‘Маяку’ концерт по заявкам, из 2х частей, даже с зарубежной эстрадой. В остальное время часто передавали «Песню о Рушнике»,«Ридна мати моя ..», почему-то запомнилось.
Перед уборкой все поля обрабатывали дефолиантами с самолетов сельхозавиации, чтобы на кустах остались только коробочки, без листьев.Вещества очень ядовитые.

Первые дни с непривычки болела поясница. Потом привыкали. Руки со временем покрывались царапинами и коркой.
В перчатках работать несподручно – теряется скорость и волокно загрязняется. Иногда отрезали у перчаток пальцы.Поскольку горячей воды нет, отмыть руки практически можно было только после возвращения домой через 2-3 месяца . Их нужно было мазать глицерином. Какое-то время после возвращения домой, прикольно было смотреть на поручни в общественном транспорте. Белые ручки, опять белые ручки. О ! Черная заскорузлая лапа хлопкороба. Брат по грядке.

Студентов в баню возили в райцентр нечасто, где-то раз в месяц. В промежутках те, кто за собой не следил, доходили, становясь чуханами. Зарастали, не брились, не мылись. Мы с друзьями, придя с поля, обливались холодной водой из ведра. Можно было искупаться и в оросительном канале, но не всегда. Это запрещалось.Как обходились девочки – плохо сейчас представляю. Как правило, в отрядах были прикомандированные врачи -студенты-старшекурсники медвузов.

Норма сбора была 60-80 кг чистого хлопка и менялась в зависимости от поля и сезона. Узбеки, родившиеся на селе, давали фору ‘европейцам’-горожанам. Рекордсмен, может, в грядке и родился. Встал такой рекордсмен в грядку, – -трр- только пыль стоит.
Идет он очень быстро, если зазеваешься, – оберет и чужую грядку по дороге. К одаренным приставлялись носильщики, чтобы зря не было простоев..Были «партизаны», не зачищавшие грядки, как все,
а грабящие «чужие»" хорошие грядки.
Все свойства характеров проявлялись тут же – кто-то мог помочь слабому – помогал. Другой мог твой хлопок украсть. Третий готов задницу лизать за лишний килограмм и стучит преподам.
Когда мне потом попалась книга Беттельгейма о поведении в лагере, я поразился сходству. Например – бесконечные разговоры сводились, в отсутствие информации, к рассуждениям на одну тему: когда вывезут домой ?
Народ группировался по 5-10 человек по родству душ.В течение дня все собранное сносилось на хирман к тележке и весам, весовщик записывал твои килограммы в ведомость. Платили тогда за килограмм копейки и еще вычитали за еду. Лучшие сборщики могли за сезон заработать где-то в районе 300 рублей. Выдавались премии и грамоты перед строем, на каждодневной линейке, за ударную работу.


Те кто не выполнял нормы – подвергались суровому порицанию и моральному давлению и запугиванию. Зависело от изощренности начальства. Это могла быть чистка картошки после отбоя, сбор хлопка ночью – ‘лунные бригады’
Могли лишить стипендии. И- обязательно был вызов «на ковер» вплоть до проректора. Если сильно постараться -могли отчислить. Но это курса до четвертого. Потом уже был план по выпуску молодых специалистов. Можно было уже и не напрягаться.

Развлечения : иногда факультетская дискотека, собственные гитары и радио. Устанавливали колонки, немного поливали землю, чтобы пыли было меньше – Бонни-М на магнитофон Маяк. И вперед в кирзовых сапогах. Было весело.
В городе никогда не увидишь такого звездного неба и закатов с восходами, как в полях Джизакщины.
На хлопке объявлялся сухой закон, но в райцентре продавали. Выглядело это как партизанская операция. На нас оставшимися писались килограммы, а в это время, оглядываясь, перебежками, чтобы не засекли штабисты и партийно-комсомольские работники, обходя освещенные места и перекрестки дорог, мы мотались в магазин и обратно. Когда обычной выпивки не было, пили одеколоны и лосьоны. Курение анаши было делом обычным, но открыто не демонстрировалось.

Использовались следующие трюки для ускорения выполнения нормы:
- в мешок с хлопком укладывался увесистый камень или кусок глины.Это для самых ленивых и безответственных. Камень иногда выпадал при пересыпке в тележку и тогда скандал был неминуем.
-Вбивание нескольких килограмм сухой глины в хлопок. Давало хорошие результаты,требовалось удаленное от надсмотрщиков место из-за пыли, поднимаемой прыжками по вбиванию.
-облепливание куска мокрой глины белым и пушистым хлопком.Тут главное было не терять чувства меры: не должен был мешочек размером с дамскую сумочку весить 20 кг.
-Вливание в хлопок нескольких литров воды.-«Кручение» фартуков. Требовало толкучки на сдаче или знакомых весовщиков.
Фартук взвешивался один раз, в толпе ,незаметно тележка или хирман обходились кругом, и сдавался еще раз. Могучее здоровье иногда позволяло перебросить фартук через тележку.
«Бомбежка»: днем засекалось место хирмана чужого института или вываленная комбайном куча хлопка (его надо было потом смешать с ручным так как разница видна.)
Осуществлялась операция глубокой ночью – бери как можно больше и закапывай глубже. Так себя обеспечивали на пару недель и спали потом на поле.
Те же трюки повторялись нашим руководством и на более высоком уровне.При сдаче хлопка телегами на хлопкозавод. «Кручение» тележек, взвешивание с особо доверенными и шустрыми людьми внутри тележки.

В 1983 году умер Рашидов Шараф Рашидович ( первый секретарь ЦК КПУ.) Хлопка на полях давно уже не было. Выпал снег. Но никто не хотел брать ответственность за приказ о вывозе людей. Боялись. Пусто. Собирать нечего.А приказа все нет. А проценты в газетах растут.2.5 миллиона сборщиков выходило на поля солнечного Узбекистана в лучшие времена.Реального хлопка было меньше, чем записано в плане. А было еще соцобязательство. То есть надо сдать больше, чем в плане. Не приписывать было нельзя.Сверхприбыли получали от разницы между – дешевым трудом сборщиков, и высокой конечной ценой хлопка.

В те времена (хлопкового дела) ташкентцы, проезжая мимо Аллеи Парадов и проспекта Алишера Навои, весело переглядывались при виде огромных светящихся букв на одном из зданий: «Золотые руки растят белое золото»

Воспоминания с форума: «Вспоминается как золотое время. Да уставали, жили в грязи и холоде (чего стоят затянутые пленкой окна, щели в рамах отсуствие горячей воды), плохо кормили – но все равно было что-то хорошее в этом – друзья, взаимопомощь, делили все по братски. И там как и в любой экстремальной ситуации проявляется суть человека. О некоторых пришлось изменить мнение.
Сам помню когда поехал на 1 курсе – был вообще зеленый. Хорошо родители рассказали что да как. Сначала немог собрать более 20 кг за день. Собирал честно не сачковал – но больше не получалось. Да вызывали в штаб и грозили отчислением (одновременно допытываясь кем же у меня работают родители). Уже потом мог собрать норму (для европейских групп) в 50 кг до обеда и потом спать все оставшееся время.
Помню как ходили покупать хлопок к комбайнерам, как «крутили» хлопок, как договоривались с областными «комбайнами» и те собирали за деньги для нас. Как давали взятки весовщикам и учетчикам за то что бы они приписали кг.
Как ходили купаться в канал (в октябре!!), а потом узнали что верх по течению лежит мертвый баран ))))) Как умывались холодной водой – и каждый переболел простудой вначале. Как ходили купаться в баню к местным – а там стояли очереди и приходилось броноровать заранее

золотое было время …ну плохое что за прошедшие года (со времени когда еще мои родители ездили на хлопок) – ничего не изменилось И больше всего жалко тех кто живет в кишлаках – мы то что пособирали и уехали – а они живут там!!!

Но на Хлопке своя романтика, вечером особенно, после ужина, когда можно покрутить романчик, или с гитарой в кругу симпатичных молодых людей, боже мой, такой след этот Хлопок оставил в жизни….

четыре года отъездила за время учёбы в муз.училище Хамза. Все могут петь и играть-поэтому скучать не приходилось даже на поле! а после работы пёрышки почистили и на дискотеку…какая там усталость-всё тут же забывалось!

Приходим мы как-то с поля, открываем свои закрома чтобы поужинать, а там мышь лежит объевшаяся, ну просто никакая, даже сил встать (не то что убежать) у нее не было! Пузико раздулось, лапки безвольно так расстопырены… Я так хохотался, так хохотался! Тоже ведь живая, кушать ей, как и нам хотелось. Мы голодали – и они (мыши) голодали. У нас посылка – и у мышей праздник!

когда умер Брежнев в 82 году, у нас три дня были выходные

Обратно про мышей -помните в то время были 5-литровые банки со сгущенкой? Так вот эта тварь залезла в только что (утром т.е.) открытую банку. Ну хорошо, поела и вали, да? Так нет же, потонула, бедалага. А мы остались без сгущенки.
Помню, в голодные времена, когда батареи сгущенки из магазинов пропали, вспоминали, как ели её ЛИТРОВЫМИ кружками. Про мышек ещё помню как они бегали по целофану над головой, а мы их по розовому брюшку стукали пальчиком
А мы были в Арнасайском р-не Джизака. На «камчатке» – т.е самом дальнем бараке… И с ближайшего барака пришл один чел сообщить о смерти Брежнева = у на с ТВ не работал..Так его преподы связали и заперли на складе продуктов, до утра… За дезу…
А за вином и сигаретами я лично (подумить только) с подружкой в соседний 27 совхоз ходила, Баян-ширей и Ок-мусаллаз тащили назад, прятаясь за кустами.
А наши собирали за нас хлопок.Я не курю и не курила, но на хлопке честно пыталась научиться и понять что это есть такое. Но видно не судьба, не научилась.

Но если говорить про хлопок, то самое душилово всегда было в ТашМИ. Хуже не бывает. Слышали что-нибудь про «лунные бригады»? Если нет, расскажу. Самых неумелых сборщиков белого золота в ТашМИ зачастую отправляли по новой собирать хлопок. После ужина. Выглядело это так. Человек десять, в основном ташкентские девушки и пара «шлангов», в сопровождении препода, выдвигались в сторону поля. На специально огороженном участке, освещаемом прожекторами хлопкоуборочных комбайнов. Там мы и продолжили это дело. Гул моторов, запах сжигаемой солярки, пыль, которая прекрасно видна в свете прожекторов. И группа бедолаг, истерически запевающих песню «Врагу не сдаётся наш гордый «Варяг»……..» Собирали до полуночи или до часу ночи. А ведь на следующий день в 6 утра подъём и снова в поле.
… про сборку гузапаи. Это издевательство тоже помню. А ещё был процесс, который назывался «сдача поля госкомиссии». На поле не должно быть ни одного белого пятнышка. Наши студенты ходили с лопатой, чтобы присыпать землёй комки пахты, использованных ранее другими нехорошими студентами в качестве туалетной бумаги.
На хлопке два самых прекрасных дня. День приезда и день отъезда (не считая простоя из-за дождя). Особенно день отъезда. Выпиваются последние запасы горючего, подыскиваются нужные слова , произнесённые в адрес «героини твоего романа» и т.д.. Наш 2-й лечфак в ТашМИ самым оригинальным всегда был. На нашем курсе была традиция, что в день отъезда что-то должно случиться с отхожим местом. В один год его ночью сожгли, в другой год в яму засыпали что-то (то ли дрожжи, то ли пару вёдер карбида). В результате чего началась реакция со всеми «выползающими и вытекающими» последствиями. .

Помните старый анекдот про армянское радио. Вопрос:
Кто он ? Маленький, беленький и всех «крабом» поставил?
Ответ: хлопок

Вот про сдачу поля госкомиссии, я от души вспоминаю. Нас было несколько человек, активных сборщиков, для того что бы собрать чистый до комбайнов хлопок, мы брали по несколько грядок, мы прямо бежали и кидали свои фартуки ,кофты,лоханки, все что было под рукой что б занять густые , пышные грядки. а особенно если это были высокие кусты с крупными коробочками. там мы отвязывались по нармам. только не считайте меня выскочкой и предателем как многие тогда, но тогда еще небыло бригадного подряда, и платили всем по разному. я после первой поездки купила себе шубу из из искуственного меха и шапку под писец в Цуме. Мама моя мной гордилась…

а вот насчет платы, в 81 год помню как сейчас., Чистый хлопок КГ стоил 6 копеек , подбор 12 копеек, если мне неизменяет память…… ну вот за три месяца в бухгалтерии получила круглую ах хватило приодеться на зиму.
а я, наоборот, еще и должна была государству за то, что меня кормили на хлопке

Эх. растеребили душу. Бетонные коровники, деревянные кривые нары, стук мотора вырабатывающего электричество, баланда из макаронов, вино и танцы в бараке у дев, прогулки до утра, сваренный чай и влажный сахар, фартуки почемуто чистые у дев и грязные у мужиков (стирали они их что ли), первый снег на поле и вкусные посылки от родных, анекдоты, карты, песни под гитару и календари-зарубки на всех вертикальных предметах. Все это воспринимается сей час так рамантично. Тогда было по-разному, запомнилось же все лучшее.

у нас (в ТашМИ) было одно преимущество. У нас бараки были смешанными. В половом плане. Правда, девушки спали на первом этаже и сооружали занавески.Ещё у нас практиковали ночные переклички. Тоже «фашистская» процедура. Выкрика «я или здесь» им было недостаточно. Обязательно фонарём светили тебе в лицо.К тому, что написал Александр я бы ещё добавил глубокие колодцы из бетонных колец, умывание из ковшиков и огромные закопчёные титаны для чая.
плюс еще туалеты: 4 бревна обтянутых мешковиной под открытым небом, а еще у нас были «комнаты гигиены»: большая палатка со скамейкой на земле. Только я не помню, чтобы ее пользовали по назначению, т.к. однажды там кто-то помылся, а потом подскользнулся, упал и мыться надо было по-новой. А еще были поездки в баню по большим праздникам, на день рождение комсомола нас возили помыться

Это знаменитый хлопок 83 – все 75 дней

когда 2 месяца без стрижки какая еще может быть голова?
ну у меня от природы такие волосы, а девки делали химию перед хлопком, и между прочим торчали волосы без всяких лаков, муссов и гелей вся эта пыль с полей и грязь держали волосы лучше, чем после салона

Ну все ,чуть не разрыдалась , и у меня на голове на 1-м курсе такое было, а в баню нас первый раз повезли через 18 дней , на следующий день после бани мы зеркальце на поле взяли и смотрели какие мы чистые . А начесы на этой грязи держались просто супер ,кстати та баня была первой и последней , потом мы кое как мылись в палатке , у нас там лежала сетка от кровати , и первый мылся нормально , а последующие балансировали между тем чтоб свалиться в грязь и помыться .А колодцы это отдельная тема , когда мы приходили с поля воду можно было черпать , а дальше чтобы зачерпнуть воды приходилось держать кого-нибудь ныряющего за ноги .

ну у нас на счет лака небыло проблем, везли из ташкента сахар, и разводили круто на воде и все окей. а мыли волосы порой хозяйственным мылом , может кто и знает что волосы после этого не хуже чем от *Прелести* стояли дыбом, вроде как начес, но мыть надо было каждый день а то бошка чесалась, и при чем под проточной холодной водой. Везет пацанам у них прически у все были одинаковые…..а с румянами тоже небыло напряга, а помадой натерли щеки,и окей, тушь для ресниц*Черная роза*, пудра рассыпчатая *Маскарад*, тени для век серебрянка или золотая пыть смешанная с кремом для лица. Классная косметика на хлопке.

Ходили по ночам. Тырить хлопок. Еще как тырили хлопок, причем, мальчики наши просто запригивали на проходящие мимо барака тележки и отцепляли одну и ташили куда-нибудь в кусты а однажды нас с подругой мальчики взяли с собой «партизанить» на другое поле. привели и говорят: вот вам девчонки поле и собирайте, а мы за вами вернемся к обеду. И ушли. Мы с подругой собрали по 2 фартука и все, сели и ждем прямо в поле ребят. А тут комбайны пошли, а мы сидим ohmy.gif Один к нам подъехал и погнал нас. Мы вышли на дорогу, а куда идти не знаем, стоим как идиотки с набитыми фартуками и тут к нам подходят двое местных, а в руках у каждого по маааленькому такому ножичку, см 10 длиной… Подруга моя сразу в кусты, а я с ними стою и разговариваю, а у самой сердце колотиться готовое из горла выпрыгнуть. Стою чушь какую-то несу про мальчиков, которые за нами уже идут Подруга моя меня слушала из-за кустов, потом вдруг резко вытащила руку и за шкиряк меня в эти кусты, а оттуда мы рванули на поле и сидели до прихода мальчишек. Когда они за нами пришли мы так орали и рыдали от счастья, а потом на них накинулись с кулаками и воплями, что нас чуть не изнасиловали прямо в поле среди комбайнов все комбайнеры, включая и тех кто еще не вышел в поле.

Вообще у нас был очень дружный коллектив. Мы по дороге на хлопок в автобусе делились тем, кто, сколько и какие лосьены с собой взял, а мальчики тихо слушали и в первый же вечер на хлопке наши дружные мальчики потырили у нас все лосьены, что у нас были…намешали все вместе, профильтровали и устроили грандиозный ужин при костре со спиртным….а мы остались без лосьенов.

ах классное было время. сам был ,хлопок 83 – незабываемые 75 дней. Последние 2 недели сидим в бараках ,а родина рапортует. Золотое время

Пардон за интимные подробности. Но не могу удержаться, чтобы не поделиться воспоминаниями. Когда коллона автобусов шла под сопровождением гаишников, которые не давали автобусам делать остановки. Но в конструкции нашего организма есть некоторые особенности, которые нельзя отменить. Мы всячески приспосабливались. Нам, мужикам было проще, мы могли наши устройства просовывать в щель между створками дверей, девченкам было труднее. В некоторых случаях водителям приходилось открывать задние двери.

праздники отмечали красненьким вином и килькой в томатном соусе

Сортируют подбор! Ну это уже просто издевательство!
А занимались этим онанизмом, когда в поле не выгоняли, дождь, снег или просто уже на полях ничего не было, я уже и не помню, а в бараке сидеть не давали, низззя, «Все должны быть в поле!!!»

Джизак 1982 года..Тогда было построже..Сбежали мы на институтском автобусе в Ташкент,обратно тоже на нём же,а нас и записали..Усекли как сбежавших, пропесочили..но вроде не исключили с института (слава КПСС)

Для тех, кто жил в поселке в Ташкентской области, то хлопковая страда была усугублена этим фактором:
6 класс – до обеда уроки, после обеда сбор хлопка.7 класс утром на поле – вечером домой,8,9,10 классы выезд с раскладушками то есть с ночевкой в колхоз на 3 месяца.

Мы были в Джизаке в 1987году и тоже до снега. Жили в бараке в маленьком. Только наша специальность РСК в ТашПИ. 1 и 2 курс. На тот момент больше и небыло Роботехников. Я в тот год первый раз от родных так далеко и надолго уехала. Скучала и тосковала по родным еще как назло у папы что-то с машиной случилось и ко всем приезжали а ко мне нет. Худела по часам, потом поднялась температура, два дня выходила в поле с температурой, пока на грядке не свалилась. Вызвали врача, приехал студент из ТашМИ- старший курс. Измерил температуру и говорит:» Тебе замуж надо» Во – диагност! Приехали мои – все закончилось, поправляться тоже по часам стала.
Нары забыть не могу: девочки на первом, мальчишки на втором этаже. Ириски помню, ночами самый сладкий десерт.
А уже ближе к холодам моя мама приехала, зашла в барак посмотреть как мы живем, спим. Провела рукой по матрацу и ужаснулась. Мы то не замечали, а матрацы ведь все сырые были. Помню мама с папой прямо с хлопка в комитет Комсомола ТашПи приехали. Мама такой там разгоняй устроила, нам на следующий день буржуйку поставили. А какой-то мудрец там то ли кеды, то ли галоши сушить стал, так мы под утро чуть не угорели все. Вот такая жизнь.
Но все равно было весело.

Вам то хорошо было, вы студенты были, а я и мои кореша на курсантский хлопок поехали, когда в Краснознамённом Ордена Ленина учились.Нас в октябре послали на хлопок, все роты училища. Старшаки, чтобы на хлопок не ехать, садились на «губу», потому что санчасть была забита «косящими» и реально больными. На «губе» было легче, чем на хлопке. Повезли нас в великолепную солнечную погоду в Аккурган, kолхоз Сегизбаева. Поселили в школе, в спортзале, спал прям под баскетбольным кольцом. Иногда хотелось разбежаться, и забросить виртуальный мяч в кольцо, но это пахло нарядом вне очереди и я отказывал себе в таком удовольствии. В первый день всех выстроили и установили план 50 кг за день. Я хрячил как проклятый, и под конец дня сдал 18. Откуда мне столичному парню про хлопок то знать, я то только впервые и увидел как он растёт. Старшина на вечерней поверке зачитал кто сколь собрал, и ротный заявил, кто мол меньше 30 кг собрал, те до часу ночи маршируют, а те кто меньше 20, то те на полевую кухню. В итоге на полевой кухне оказался весь Ташкент. У нас областные так собирали, аж по 80 кг за день ! А ташкентские…

По концовке, мы на полевой кухне, обустроились и днём хлопок не собирали, а на грядках бессовестно спали, за что получали порции свежих армейских матюков от ротного и взводных. Ели с полевой кухни, спали на грядках, купались в раздевалках…. Однажды, кто-то спёр барана у местных, так там местные блатари, с понтом на разбор пришли. Да куда там, в тот момент припёрлась с хлопка, голодная и злая рота. Блатари увидев перед собой 100 пар десантских ботинков, поняли, что они и так довольно-таки тяжёлые, а если ещё 100 голодных и злых юнкеров, отличиков боевой и политической, потребует дополнительного барана, но уже на их похоронах, что в принципе двойной убыток. Пораскинув мозгами, местные решили получше стречь имущество и ушли. Второй случай произошёл на хирмане, где местные, не помню из-за чего, начали наезжать на нашего ротного, а он был парень горячий, как притаранил всю роту на хирман и давай права качать. Хирманщики орали, что будут жаловатся в военную прокуратуру, ротный их по матушке, да на двух языках, нам от того что волю дали весело стало, кто-то залез на кухню и мародёрничал… Вобщем подсудное дело. Но местные не стали портить отношения с офицерами, и потом накрыли им стол, а мы опять на полевую, перлятину варить. Так с матом, криком, полевой да бардаками, до конца и дотянули. Многие областные, что на хлопке ударничали, получили увольнительные, а ташкентские в казарме куковали.»

Это фрагмент того, что запостил jlm_taurus в сообщество «Предметы советской жизни» собрав обсуждения на Фромузе.

Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий