понедельник, 18 апреля 2011 г.

Житие блаженного Болгарского царя Бориса, составленное А.Н. Муравьевым

Св. князь Борис Болгарский
Князь Борис I (1-я пол. IX в. — 2 мая 907) креститель Болгарии в 865 году. Был наречен в Святом Крещении Михаилом, по имени своего восприемника, греческого императора Михаила ІІІ. В 866 году подавил восстание языческой знати. Почитается православным святым в лике равноапостольного.

Существует несколько житий этого святого. Одно из них составил Муравьёв Андрей Николаевич (1806 - 1874) камергер российского императорского двора; православный духовный писатель и историк Церкви, паломник и путешественник; драматург, поэт, почётный член Императорской академии наук (1836).

А.Н. Муравьёв пишет: "Когда Церковь отечественная празднует перенесение мощей мучеников своих князей Бориса и Глеба, первых страстотерпцев русских, в Болгарской Церкви искони совершалась память первого ее просветителя, князя Бориса, во святом крещении Михаила, который с миром преставился ко Господу (2 мая), чтобы восприять венец вместо земного небесный, обещанный, по слову апостола языков (2 Тим 4:8), всем возлюбившим пришествие Господне. Светлый подвиг сего Бориса предсказан был еще его предком, как о том свидетельствует в жизнеописании мучеников Тивериопольских знаменитый Феофилакт, архиепископ Болгарский.

Когда Крум, могущественный повелитель языческих болгар, пошел ратью на области римские и взял Адрианополь, то при разделе пленных юноша прекрасной наружности по имени Кинамон достался по жребию сыну Крумову Обритагу, или Крутогону, который хотел неволею обратить его в язычество. Принуждаемый участвовать в пиршестве, мужественно отвечал Кинамон, что рабам Господним не подобает пить чашу ГЬсподню и чашу бесовскую, и после жестоких мучений заключен был за исповедание имени Христова в железную клетку, в которой оставался до кончины сурового своего господина. Три сына остались у сего князя, совершенно различные нравом: Боян, Звинич и Маломир. Боян, расположенный к христианству, просил меньшого брата своего найти ему узника Кинамона, о коем много слышал еще в детстве, и обрели истомленного исповедника едва живым. Он объяснил Бояну высшую цель и плоды своего мученичества и, тронув его сердце, убедил принять христианство. Когда узнал о том брат его Маломир, не уступавший в жестокости отцу своему и закоснелый в язычестве, он старался сперва ласкою, а потом угрозами склонить брата к отреченью от христианства, но ничто не могло поколебать твердости Бояновой, и он был осужден на смерть..."

А.Н. Муравьёв. Память блаженного Болгарского царя Бориса
Полностью текст Жития можно прочитать на нашем сайте "Литература и Жизнь"

Комментариев нет:

Отправить комментарий