среда, 14 декабря 2022 г.

Стасов о художниках конца XIX века

 Статья В.В. Стасова «Хороша ли рознь между художниками?» была написана после реорганизации Академии художеств, когда часть передвижников во главе с Репиным вошла в состав профессоров Академии, что Стасов рассматривал как «измену» идеям и делу Товарищества. В это время ректором вновь организованного при Академии Высшего художественного училища стал В. Маковский; мастерскую пейзажной живописи возглавил Шишкин, а после него Куинджи; руководство мастерской исторической живописи принял на себя Репин; батальной мастерской — Кившенко; граверной — Матэ; скульптурной — Беклемишев. Статья В.В. Стасова направлена в первую очередь против академического искусства, покровительствуемого и направляемого высшими кругами, за правдивое, неприкрашенное отображение в искусстве существующей действительности, за критическое ее осмысление.
Стасов развертывает перед читателем широкую картину борьбы против академического искусства в ряде стран и представляет доказательства того, что в лагере противников академизма находятся повсюду наиболее значительные художники современности.
Важнейшим положением, которое выдвигает Стасов в этой статье, является утверждение борьбы между новым и старым, как основного закона развития искусства во все времена существования искусства. Характерными чертами нового Стасов считает приближение художника к реальной действительности, к современности, изображение правды жизни, «какова бы она ни была, красива или некрасива», и яркое выражение в искусстве национальности, «какой в действительности живут все народы, и которая для каждого народа в отдельности есть то же, что физиономия, характер и свое особенное выражение у каждого человека в отдельности...» Характерными чертами старого Стасов считает эпигонскую подражательность искусству прошлых времен, равнодушие к человеческому горю и общественной несправедливости, поиски только того, что «тешит глаз и нежно ласкает вкус», низость души и ограниченность разума.
Стасов показывает, как развивалась внутренняя борьба и как происходило размежевание лагерей в искусстве различных зарубежных стран в восьмидесятые и в начале девяностых годов XIX века и как, в частности, создались и вели борьбу за свое существование антиакадемические объединения художников во Франции и в Германии, Бельгии, Англии и США. Вскоре после опубликования статьи Стасова продолжение процесса борьбы привело к созданию соответствующих объединений также в западных славянских странах: «Общество Манес» в Праге и общество «Sztuka» («Искусство») в Кракове и др.

Из Комментариев В. Я. БРОДСКОГО

Левитан. Золотая осень

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий