Пьеса является переделкой комедии в стихах Огюста-Франсуа Крезе де Лессера (Creuze de Lesser, 1771—1839) "Секрет семейной жизни" ("Le secret du menage"), первая постановка которой состоялась 25 мая 1809 г. на сцене Французского театра в Париже.
Следует, однако, отметить, что в "Молодых супругах", в связи с заменой г-жи д'Эркур на Сафира, возник и новый мотив — ревности к нему Ариста и их назревающей ссоры; отразились в пьесе музыкальные интересы Грибоедова: имеется в виду "романс", который поет Эльмира, проявляя свой "талант" — к изумлению и Сафира, и Ариста; наконец, в пьесе, особенно в монологах Ариста, присутствует, хотя и неравномерно, сатирическое начало, едва намеченное в комедии Крезе де Лессера (см.: Bonamour, Jean. A. S. Griboedov et la vie litteraire de son temps. Paris, 1965. P. 130—140).
Непосредственным поводом к работе над "Молодыми супругами" было предложение известнейшего драматурга и театрального деятеля А. А. Шаховского, с которым Грибоедов познакомился в Брест-Литовске во время службы в составе кавалерийских резервов. Написанная "по заказу" Шаховского (см.: Зотов. С. 23) эта комедия, возможно, была окончена еще в Брест-Литовске в 1814 г. Это предположение основывается на истолковании свидетельств С. Н. Бегичева: "19-ти лет написал он в одном действии, в стихах, комедию „Молодые супруги"..." (Бегичев считал годом рождения Грибоедова 1795-й) и Ф. В. Булгарина: "В Польше он снова обратился к русской словесности и написал комедию „Молодые супруги"..." (см.: Воспоминания 1980. С. 25; Воспоминания 1929. С. 25. ПССШ. Т. I. С. IX; Т. II. С. 513; ПССП. Т. I. С. 289; Грибоедов 1956. С. 689; Грибоедов 1967. С. 469). Следует иметь в виду показание Ксенофонта Полевого в его первом, по сути дела, очерке жизненного и творческого пути писателя: в 1815 г. Грибоедов комедию "Молодые супруги" — "привез в портфеле своем" в Петербург (см.: Горе от ума 1839. С. XIII).
Мнения современников образовали два вида оценок ранней драматургии Грибоедова, и в частности комедии "Молодые супруги". Р. М. Зотов, скорее всего, слышавший авторское чтение пьесы в доме Шаховского еще до ее постановки, вынес впечатление, сохранившееся в его позднейших воспоминаниях: "Стихи были очень посредственны и мало обещали в будущем от Грибоедова" (Зотов. С. 83). В рецензии М. Н. Загоскина, вызванной возобновлением спектакля 4 октября 1817 г., также отмечались некоторые "стихи дурные, шероховатые и выражения, совершенно неприличные действующим лицам...". "Читая подобные стихи,— заключал рецензент,— поневоле вспомнишь слова Мизантропа:
„Такие, граф, стихи
Против поэзии суть тяжкие грехи".
Однако в этом же отклике Загоскин одобрил и несомненные достоинства пьесы, сравнивая ее с трехактной комедией Крезе де Лессера: "...разница в достоинстве сих двух комедий весьма ощутительна. Мы находим, что русская гораздо лучше; в ней нет тех излишних, растянутых сцен, которые делают французскую комедию отменно утомительною; действие идет быстро; нет ни одной ненужной и холодной сцены: в ней все на своем месте. Муж, который говорит:
Мой будущий удел я знаю наперед;
В наш век степенница по свадьбе через год
Берет любовника;— единобразье скушно,
И муж на то глядеть обязан равнодушно,—
и потом, спустя несколько минут, сходит с ума от ревности; хладнокровие, с коим он требует письмо, заключающее в себе, по его мнению, доказательства неверности Эльмиры,— все это весьма забавно" (СН. 1817. Ч. 2. № 15. С. 54—56).
Из комментариев А. В. Архиповой
Комментариев нет:
Отправить комментарий