суббота, 10 декабря 2022 г.

Книга Стасова об искусстве

 Владимир Васильевич Стасов (1824—1906) — русский музыкальный и художественный критик, историк искусств, архивист, общественный деятель. Сын архитектора Василия Петровича Стасова.

Владимир Васильевич Стасов

«Искусство XIX века» представляет собою одно из наиболее значительных произведений великого русского критика. В этих статьях В. В. Стасов подводит итоги своим многолетним исследованиям русского и зарубежного искусства, обобщает ранее изученные им материалы и излагает свое понимание закономерностей исторического развития искусства, собирая воедино и частично пересматривая принципиальные положения, которые были рассыпаны прежде во множестве написанных им критических статей по отдельным вопросам. Работой «Искусство XIX века» Стасов откликнулся на появление в конце XIX века целого ряда общих трудов русских и иностранных авторов, посвященных истории искусства этого периода. С последовательных и твердых реалистических позиций Стасов дает в этой работе страстный, резкий отпор всем лженаучным антиреалистическим теориям западных искусствоведов, которые искажали истинную историю развития искусства, пытаясь под маской «научной» объективности принизить значение реалистического метода в искусстве и превознести не только некоторые реакционные явления в искусстве прошлых десятилетий, но и явления разложения — «декаданса» современного им искусства Запада.
В течение многих лет В. В. Стасов внимательно следил за критической и исторической литературой по вопросам искусства, систематически анализировал на страницах печати каждое значительное произведение в этой области, страстно поддерживал и популяризировал труды зарубежных искусствоведов, стоявших в большей или меньшей мере на реалистических позициях и, в то же время, настойчиво указывал на их принципиальные недочеты. Образцом подобных его статей может служить напечатанная в I томе настоящего издания статья Стасова «По поводу романа Зола «L’oeuvre» («Творчество»)», написанная в 1886 году. Кроме этой статьи, Стасовым были написаны следующие рецензии на иностранные книги, посвященные современному искусству или представляющие собою обобщенные труды по всеобщей истории искусства: в 1870—1871 годах — «Новые художественные издания» с обзором вышедших в русском переводе книг: Куглера «Руководство к истории искусства», Любке «История пластики с древнейших времен до нашего времени», Карьера «Искусство в связи с общим развитием культуры»; в 1874 году — «Английская книга о русском искусстве и русских художниках» о книге Аткинсона «Аn art tour to northern capitals of Europe» («Художественное путешествие по северным столицам Европы»); в 1879 году — «Новая книга об европейском искусстве» о художественном ежегоднике Виктора Шампье «L’annee artistique» за 1878 год; в 1881 году — «Европейское государство за последнее время» о том же ежегоднике Шампье за 1880 год; в 1882 году — «Новая книга об искусстве» о книге Эмиля Леклерк «Caracteres de l’ecole frangaise moderne de peinfure» («Характеры современной французской школы живописи»); в 1883 году — «Бельгийский художественный критик» о критических работах Леклерка за двадцать лет его деятельности; в том же году—среди статей «Новые издания 1880-х годов» о сборнике статей Гюисманса «L’art moderne» («Современное искусство») и о книге Рене Менаре «Le monde vu par les artistes—geographie artistique» («Мир, увиденный художниками, — художественная география»); в 1884 году—среди статей «Новые издания 1883—1884 гг.» о статье Германа Ригеля «Peter Cornelius, Festschrift zu des groВen Kunstlers 100-stem Geburtstage, 23 sept. 1883» («Петер Корнелиус, к столетнему юбилею со дня рождения великого художника, 23 сентября 1883 г.») и о «Lexikon des bildenden Kiinste von D-r Herm. Alex. Muller» («Словарь изобразительных искусств доктора Германа Александра Мюллера»); в 1886 году — среди статей «Новые художественные издания 1885—1886 гг.» о книге Теодора Дюре «Critique d’avant-garde» («Передовая критика»), а также упомянутая статья о романе Зола.

Из Комментариев В. Я. БРОДСКОГО

Комментариев нет:

Отправить комментарий