воскресенье, 3 апреля 2022 г.

Н. Н. Страхов о философии Толстого

 В силу причин сугубо идеологического характера литературно-критическая мысль о Л.Н. Толстом долгое время развивалась в рамках

Н.Н. Страхов
узкодогматического, материалистического понимания. Хотя в свое время сам Толстой предупреждающе указывал на «ошибку марксистов (и не одних их, а всей материалистической школы), что они не видят того, что жизнь человечества движет рост сознания, движение религии». И сейчас, когда в современном человеке постепенно восстанавливается религиозная устойчивость, крайне необходимо и в толстоведении устранить насильственное отклонение в сторону классовых и политических доктрин, освободить науку о Толстом от выдыхающейся материалистической идеологии.
Николай Николаевич Страхов, (1828—1896) Философ, литературный критик, родился в семье священника, профессора Белгородской семинарии. Учился сначала на физико-математическом отделении Петербургского университета, затем в Педагогическом институте. До 1861 г. занимался преподавательской деятельностью (преподавал естественные науки) в Одессе, затем в Петербурге. С 1861 г. начинается его литературная и публицистическая деятельность, итогом которой является множество опубликованных им работ и довольно обширная переписка. Особое значение как литературный документ эпохи имеет переписка с Л. Толстым, с которым он познакомился в августе 1871 г. и оставался в дружбе на протяжении всей жизни. Основные работы Н. Страхова, посвященные творчеству Толстого: Сочинения гр. Л. Н. Толстого // Отечественные записки. 1866. № 12; Война и мир. Сочинения гр. Л. Н. Толстого // Заря. 1869. № 2; 1870. № 3; Л. Н. Толстой: «О народном образовании» // Отечественные записки. 1874. № 9; Взгляд на текущую литературу // Русь. 1883. № 1—2.
В 1873 г. Страхов поступил на службу библиотекарем юридического отдела публичной библиотеки, с 1890 г. состоял членом-корреспондентом Академии наук. Статьи о Толстом составляют основу критических исследований Страхова. Он не без основания гордился тем, что был первым критиком, угадавшим и оценившим в Толстом гениального писателя и мыслителя еще при появлении в печати первых частей «Войны и мира». Толстой был для него носителем могучих жизненных сил. Свое высокое доверие к Страхову Толстой засвидетельствовал тем, что в своем первом завещательном распоряжении (1895 г.) поручил ему вместе с С. А. Толстой и В. Г. Чертковым разбор и пересмотр своего архива. Статья "Толки о Толстом". была опубликована в журнале "Вопросы философии и психологии". 1891. № 9.
Из Примечаний С.М. Романова к сборнику "Русские мыслители о Льве Толстом".

«Разоблачая» Запад как царство «рационализма», Страхов настойчиво подчёркивает самобытность русской культуры, становится горячим сторонником и пропагандистом идей H. Я. Данилевского о различии культурно-исторических типов. Почвенничество у Страхова завершается в борьбе против всего строя западного секуляризма и в безоговорочном следовании религиозно-мистическому пониманию культуры у Л. H. Толстого.
По мнению С. А. Левицкого, «Страхов явился промежуточным звеном между позднейшими славянофилами и русским религиозно-философским ренессансом». Правильной и объективной оценке философского творчества Страхова мешало (а отчасти и продолжает мешать) отсутствие собрания его сочинений, его вечное пребывание в «тени великих» (главным образом Толстого и Достоевского).

Комментариев нет:

Отправить комментарий