пятница, 29 апреля 2022 г.

О Георгие Петровиче Федотове

 Федотов Георгий Петрович (1886 — 1951) — русский историк, философ, литературовед, религиозный мыслитель и публицист.

...Десятилетие между началом первой мировой войны и эмиграцией стало временем начинания, в котором в полной мере проявились таланты Федотова. Подготовка «Святых меровингской эпохи», предтечи «Святых Древней Руси», в годы войны и публикация «Абеляра», единственной его книги, вышедшей тогда в России, за год до отъезда, двухлетнее профессорство между ними в родном Саратове, закончившееся бегством-возвращением в Петроград из-за нежелания компромиссов с новой властью, и работа переводчиком, сохраняющая независимость в советской России, — таковы основные вехи, составившие внешнюю ткань его жизни в революции, но средоточием ее безусловно был религиозно-философский кружок Александра Мейера, в котором и состоялось рождение федотовского христианского социализма.

Георгий Федотов

Межконфессиональный и политически эклектичный кружок рассматривал новую послереволюционную жизнь в свете христианства и, будучи политически лояльным к новой власти, стремился принести ей Христа. Е.Н. Федотова вспоминала позже: «Один из членов кружка любил спрашивать: «Как молиться: свергни большевиков или вразуми?». Думаю, что в это время большинство ответило бы «вразуми». Ядро кружка составляло братство, распространившееся далеко за пределами Петрограда и в 1918 году издававшее газету «Свободные голоса», в которой состоялся публицистический дебют Федотова. В этой газете было выражено его кредо, состоявшее в христианском служении перед лицом России и основанное на любви, которая, «чтобы быть живой и действенной, должна быть личной». Вся его дальнейшая научная академическая и публицистическая деятельность будет посвящена молитвенному вглядыванию в это лицо, освященное евангельским благовестием, но тогда уже он разглядел дорогие черты: «Оно в золотых колосьях ее нив, в печальной глубине ее лесов. Оно в кроткой мудрости души народной. Оно в звуках Глинки и Римского-Корсакова, в поэмах Пушкина, в эпопеях Толстого. В сияющей новгородской иконе, в синих главах угличских церквей. В «Слове о полку Игореве» и в «Житии протопопа Аввакума». Оно в природной языческой мудрости славянской песни, сказки и обряда. В пышном блеске Киева, в буйных подвигах дружинных витязей, «боронивших Русь от поганых». В труде и поте великоросса, поднимавшего лесную целину и вынесшего на своих плечах «тягло государево». В воле Великого Новгорода и художественном подвиге его. В одиноком, трудовом послушании и «умной» молитве отшельника-пахаря, пролагавшего в глухой чаще пути для христианской цивилизации. В дикой воле казачества, раздвинувшего межи для крестьянской сохи до Тихого океана. В гении Петра и нечеловеческом труде его, со всей семьей орлов восемнадцатого века, создавших из царства Московского державу Российскую. В молчаливом и смиренном героизме русского солдата-мученика, убелившего своими костями Европу и Азию ради прихоти своих владык, но и ради целости и силы родной земли. Оно в бесчисленных мучениках. Павших за свободу, от Радищева и декабристов до безымянных святых могил 23 марта 1917 года. Оно везде вокруг нас, в настоящем и прошлом — скажем твердо: и в будущем».

Из статьи А. С. Филоненко. "Георгий Петрович Федотов и богословие культуры"

Комментариев нет:

Отправить комментарий