воскресенье, 10 апреля 2022 г.

Религиозно-мистическая сторона жизни в статьях Философова

 Дмитрий Владимирович Философов (1872-1940) - русский публицист,

Философов
художественный и литературный критик, религиозно-общественный и политический деятель. В журнале «Мир искусства» (1898—1904) Д. Философов был редактором литературного отдела, позже занял должность руководителя отдела художественной критики.
Наряду с эстетизмом Философова привлекала религиозно-мистическая сторона жизни.  Большую полемику в еженедельнике религиозно-общественной жизни и политики «Век» вызвала статья Философова «Братство церковного обновления» и ее продолжение «Церковь и революция» (вошедшее в книгу «Слова и жизнь» под названием «Церковь и освободительное движение»). В дискуссии приняли участие В.П. Свенцицкий. С. Аскольдов (С.А. Алексеев), Н.А. Бердяев. В том же номере журнала «Век», где 13 мая 1907 г. была напечатана статья Философова «Церковь и революция», Вал. Свенцицкий обвинил Философова в том, что он превращает «новое религиозное сознание» в «новое сектантство»: «Самый спорный пункт, разделяющий нас от Д.В. Философова и других, не в том, что они учат о новом религиозном сознании, о Церкви трех, о новых мистических процессах, а в том, что начать новую религиозную жизнь, войти в Церковь Троицы можно, по их мнению, только порвав с православием, не в смысле идейных, политических разногласий с ним, а в смысле живого общения в таинствах». С. Аскольдов в статье «По поводу поучений Д.В. Философова» (Век. 1907. № 19.20 мая. С. 274) пишет, что «автор вразумляет Братство и старается обнаружить всю тщетность его стремлений реформировать православную Церковь». В статье «Старообрядчество и православие», сравнивая склонное к реформам католичество с твердым православием, Философов замечает: «Отличительная же черта восточного православия в том и состоит, что оно считает свое догматическое развитие раз навсегда - законченным» («Неугасимая лампада». С. 26).
С развернутой критикой политического аспекта православия у Философова выступил Н.А. Бердяев в статье «К вопросу об отношении христианства к общественности», где заявил: «Мне думается, что Философов дал неясную и опасную по своим последствиям формулировку для верной в основе мысли. Православие срослось психологически и исторически с самодержавием, православная общественность - реакционна, это - эмпирический факт, требующий истолкования. Я утверждаю, что православие не связано с самодержавием мистически, что сама идея этой связи, одинаково поддерживаемая и реакционерами и революционерами, абсолютно нелепа, что из православной метафизики нельзя внутренно, органически вывести ни царизма, ни какой бы то ни было государственности» (Век. 1907. № 24. 24 июня. С. 372)...

Из статьи А. Николюкина. Д.В. Философов в кругу декадентов

Комментариев нет:

Отправить комментарий