воскресенье, 12 декабря 2021 г.

Дорошевич и Соколова: проблема матерей и детей

 

Дорошевич
Влас Михайлович Дорошевич занимает особое место в истории русской комической литературы. Современники утверждали, что «его манера писать была великим искусством преподносить серьезную мысль в доступной, занимательной, остроумной форме». До Дорошевича в России никто из юмористов даже не претендовал на то, чтобы его произведения называли «великим искусством». Он же, до конца дней своих печатаясь в основном в газетах и иллюстрированных еженедельниках, сумел завоевать признание и критиков, и широкой публики, стать одной из самых заметных фигур в русской литературе и журналистике начала XX века. Его выступлений боялись и на них надеялись, его рассказами, очерками и фельетонами зачитывались, его фразы становились крылатыми, его стилю старались подражать. Во многом именно благодаря ему юмористика в России стала восприниматься как «серьезная» литература; кардинальные изменения, произошедшие в русской комической прозе на рубеже веков, в значительной мере связаны с его именем. И не случайно он получил от читателей титул короля — «короля фельетонистов».

Влас Дорошевич родился в Москве 5(17) января 1865 года. Мать, писательница Александра Ивановна Соколова, происходила из дворянского рода Денисьевых, получила образование в Смольном институте, была стипендиаткой императора Николая I. В молодости вращалась в высшем обществе. Ее муж Сергей Соколов, по свидетельству В.А. Гиляровского, "принадлежал отчасти к журнальному миру", был богемным человеком.

Денисьева познакомилась с ним в Москве. 5 (17) января 1865 года у неё появился незаконнорождённый сын Власий. После рождения сына она вышла за Соколова замуж, но в том же году бросила своего младенца в номере гостиницы, мальчик был сначала принят на попечение, а затем усыновлён помощником полицейского квартального надзирателя коллежским секретарём Михаилом Родионовичем Дорошевичем: «28 августа 1865 года из дома Кольрейфа, состоящего в г. Москве, Пятницкой части, 1 квартала скрылась от неизвестных причин дочь умершего Гвардии Полковника девица Александра Урванова Денисьева, оставив на произвол судьбы незаконнорождённого ею ребёнка, которому в то время было от роду семь месяцев. <…> Затем в декабре месяце того же года отыскалась мать этого малютки, но уже назад она его к себе не приняла и, отрекшись от прав матери, передала их жене моей Наталье Александровне Дорошевич». Спустя годы Соколова потребовала вернуть ей сына и в 1876 году Власа через суд насильно вернули матери. К тому времени она уже была вдовой и имела ещё двух детей: Марию и Трифона.

Детство Влас провел в семье приемных родителей, о которых всю жизнь хранил теплую сыновнюю память. Решения, принятые матерью, нанесли юному Власу тяжёлую душевную травму, и впоследствии он не раз обращался к теме «О незаконных и о законных, но несчастных детях».

Дорошевич стал помогать матери за несколько лет до ее смерти, после её кончины написал некролог "А.И. Соколова". До этого между ними был длительный период отчуждения и даже вражды: он не мог простить того, что она бросила его в полугодовалом возрасте и, не называя имени, обличал ее в фельетонах, посвященных судьбе "незаконнорожденных".

Комментариев нет:

Отправить комментарий