пятница, 18 июня 2010 г.

Островский и его Замоскворечье

Островский А.Н.
Островский Александр Николаевич (1823 - 1886) - выдающийся русский драматург, член-корреспондент Петербургской Академии наук.

Островский родился в Москве в Замоскворечье — купеческом и мещанско-чиновничьем районе Москвы. Отец — чиновник, сын священника, окончивший духовную академию, поступивший на государственную службу и позднее получивший дворянство. Мать — из бедного духовенства, отличалась наряду с красотой высокими душевными качествами, рано умерла (1831); мачеха Островского, из старинного дворянского рода обрусевших шведов, преобразовала патриархальный замоскворецкий быт семьи на дворянский лад, заботилась о хорошем домашнем воспитании своих детей и пасынков, для чего семья имела необходимый достаток. Отец, помимо государственной службы, занимался частной практикой, а с 1841, выйдя в отставку, стал преуспевающим присяжным стряпчим Московского коммерческого суда. В 1840 Островский окончил 1-ю Московскую гимназию, бывшую в то время образцовым средним учебным заведением с гуманитарным уклоном. В 1840—43 учился на юридическом факультете Московского университета, где в то время преподавали М. П. Погодин, Т. Н. Грановский, П. Г. Редкин. Еще в гимназии Островский увлекся литературным творчеством, в студенческие годы он делается страстным театралом. На московской сцене в эти годы блистали великие актеры П. С. Мочалов и М. С. Щепкин, имевшие большое влияние на молодежь. Как только занятия специальными юридическими дисциплинами стали мешать творческим устремлениям Островского, он покинул университет и, по настоянию отца, в 1843 поступил канцеляристом в Московский совестный суд, где разбирались имущественные споры, преступления малолетних и т. п.; в 1845 был переведен в Московский коммерческий суд, откуда ушел в 1851, чтобы стать профессиональным литератором. Работа в судах существенно обогатила жизненный опыт Островского, дала ему знание языка, быта и психологии мещанско-купеческой «третьесословной» Москвы и чиновничества. В это время Островский пробует себя в разных областях литературы, продолжает сочинять стихи, пишет очерки и пьесы. Началом своей профессиональной литературной деятельности Островский считал пьесу «Семейная картина», которую 14 февр. 1847 с успехом прочитал в доме университетского профессора и литератора С.П. Шевырева. К этому времени относятся «Записки замоскворецкого жителя»
«Записки замоскворецкого жителя» представляют собою первый такой очерк. Он был задуман Островским как изложение двух биографий и назывался в первой редакции «Две биографии». В процессе работы план изменился. Островский опустил изложение истории обучения героя, назвав его уже иначе — Иван Ерофеич. Лишь в нескольких словах сообщив о домашнем окружении и обучении грамоте Ивана Ерофеича, Островский сосредоточил внимание на его положении как чиновника, на отношениях с мещанкой Козырной.

Опубликованные в 1847 году в «Московском городском листке», «Записки замоскворецкого жителя» вызвали большой интерес у читателей. В повести И.С.Тургенева «Дневник лишнего человека» (1850 г.) читаем: «Да, поневоле скажешь с одним русским философом: «Как знать, чего не знаешь». Эта фраза напоминает известное место из «Записок замоскворецкого жителя»: «Такая уж у него [у будочника] была и поговорка: «А как его знать, чего не знаешь?» Право, словно философ какой, стоит на одном, что ничего не знает и знать ему нельзя».
В печати не последовало продолжения «Записок замоскворецкого жителя», однако Островский не ограничился написанием одного этого очерка. В рукописном наследстве сохранились очерки «Замоскворечье в праздник» и «Кузьма Самсоныч», которые являются продолжением «Записок замоскворецкого жителя».

Островский, как это видно из первоначальных набросков очерка, колебался в его названии. Вначале очерк был назван «Замоскворечье в праздник», потом «Праздничное утро», затем «Воскресение». Позже заглавие «Воскресение» зачеркнуто и восстановлено первое — «Замоскворечье в праздник».
Островский предполагал продолжить работу над очерком, он даже наметил дополнения. О характере дополнений можно судить, например, по записи, сделанной на полях перед словами: «...прежде ходили в Нескучное» (см. стр. 36): «Звук бала[ла]ек... фабричные... тут русский дух, тут Русью пахнет... Кучер с балалайкой». Наряду с образами купцов, мещан, чиновников Островский, по-видимому, хотел ввести в очерк образы трудового народа.

О времени работы над очерком высказаны различные предположения, но, надо полагать, она велась в 1846—1847 годах.

Очерк «Кузьма Самсоныч», вероятно, писался одновременно с очерком «Замоскворечье в праздник», то есть в 1846—1847 годах.
Островский не завершил работу над очерками «Праздник в Замоскворечье» и «Кузьма Самсоныч», но он широко использовал их сюжетный материал, художественные образы в своих драматических произведениях, например в пьесах: «Свои люди — сочтемся» (образы Самсона Саввича, Акулины Климовны и Максимки), «Бедность не порок» (образ Максимки), «Утро молодого человека» (образ Агурешникова), в трилогии о Бальзаминове (времяпровождение купца Неуеденова).

Позже, в 1852—1854 годы Островский активно участвует в кружке молодых сотрудников «Москвитянина», стремившихся сделать журнал органом течения общественной мысли, родственного славянофильству. Для москвитянинцев была характерна сосредоточенность на идее национальной самобытности, которая разрабатывалась ими преимущественно в сфере теории искусства, особенно проявляясь в интересе к народной песне, а также к допетровским формам русского быта, сохранявшимся еще в среде крестьянства и патриархального купечества. Патриархальная семья представлялась москвитянинцам моделью идеального общественного устройства, где отношения между людьми были бы гармоничны, а иерархия основывалась бы не на принуждении и насилии, но на признании авторитета старшинства и житейского опыта.

В 1855 драматург, не удовлетворенный своим положением в «Москвитянине» (постоянные конфликты и мизерные гонорары), покинул журнал и сблизился с редакцией петербургского «Современника» (Н.А. Некрасов считал Островского «бесспорно первым драматическим писателем»). В 1859 вышло первое собрание сочинений драматурга, принесшее ему и славу, и человеческую радость.

Комментариев нет:

Отправить комментарий