суббота, 17 июня 2023 г.

Театр и Блок

 «Балаганчик», «Король на площади», «Незнакомка» — драматическая трилогия, связанная в одно художественное целое единством поэтического замысла. Блок это особенно выделяет в своем предисловии: «Все три драмы связаны между собою единством основного типа и его стремлений».


НЕЗНАКОМКА
Впервые «Незнакомка» была опубликована в журнале «Весы», 1907, № 5—7 (в рукописи драма была озаглавлена: «Три видения»), Пьеса внутренне связана с циклом лирических стихотворений 1906 года: «Незнакомка», «Там дамы щеголяют модами...», «Шлейф, забрызганный звездами...», «Там в ночной завывающей стуже...». Так же, как и «Король на площади», «Незнакомка» была запрещена к постановке. Любопытно заключение цензора О. И. Ламкерта: «Пьеса эта представляет такой декадентский сумбур, что разобраться в ее содержании я не берусь. То обстоятельство, однако, что, судя по некоторым намекам, автор в лице «незнакомки» изобразил богоматерь, следует признать достаточным поводом к запрещению этой пьесы». Таким образом, оставалась только любительская и студийная сцена. И вновь Мейерхольд мечтает о постановке блоковской пьесы. Об увлечении Мейерхольда «Незнакомкой» интересно рассказано в воспоминаниях Веригиной: «Осенью 1913 года... мы организовали драматическую студию для Вс. Э. Мейерхольда <...>. По желанию В. Э. Мейерхольда, который давно мечтал о «Незнакомке», приступили к работе над этой пьесой». Веригина увлеченно рассказывает о «чрезвычайно интересном» общем замысле постановки: «Белое полотно, голубой газ с расшитыми на нем звездами, легкий деревянный мост горбом — все это должно было создать впечатление легкости...». Удачной оказалась режиссерская находка Мейерхольда — слуги просцениума: «Одетые в серое, ритмичные, ловкие, они сами были подобны видениям. Кроме того, их благоговейное отношение к блоковскому спектаклю передавалось залу». В воспоминаниях актрисы есть важная запись: «Одним из настоящих зрителей блоковского спектакля был покойный Вахтангов, оценивший его как должно». Пьеса «Незнакомка» пронизана блоковской «мукой о красоте», к постижению которой стремятся герои его драматической трилогии: Пьеро («Балаганчик»), Дочь Зодчего («Король на площади»), Поэт («Незнакомка»). Кульминацией пьесы «Незнакомка» становится «Второе видение» — встреча Поэта с его высокой мечтой, звездой, упавшей с неба и превратившейся в прекрасную земную женщину. Но эта встреча обернулась разлукой — Поэт не сумел удержать Незнакомку... Он просто не узнал ее...

Эпиграфы к пьесе — цитаты из романа Ф. М. Достоевского «Идиот» (ч. I, гл. 3 и 4). До 1918 года пьесе был предпослан третий эпиграф из стихотворения «Незнакомка»:

И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями
И в кольцах узкая рука.

В пьесе прочитываются достоверные приметы родного города Блока: «Пивная из «Первого видения» помещалась на углу Гесле- ровского переулка и Зелениной улицы. Вся обстановка, начиная с кораблей на обоях и кончая действующими лицами, взята с натуры...»

Из Комментариев В. Г. Фридлянд

Комментариев нет:

Отправить комментарий