суббота, 6 августа 2022 г.

Князь Владимир Федорович Одоевский в исполнении Кони

 В своей статье А.Ф. Кони писал:

"...30 июля только что истекшего года исполнилось сто лет со дня рождения князя Владимира Федоровича Одоевского. Пушкин справедливо упрекал нас в том, что мы ленивы и нелюбопытны. К этому можно бы прибавить, что в огромном числе случаев мы и неблагодарны. Эти наши свойства сказываются обыкновенно в том, что, пользуясь нравственными или материальными плодами порядка вещей или строя мыслей, созданного совокупностью усилий выдающихся людей, мы — или забываем их имя и их дело совершенно, — или смешиваем их с другими, или, наконец, удерживая в памяти их имя, связываем с ним представление о той стороне их деятельности, которая представляет лишь частицу, и притом далеко не главную, их полезной, часто сопряженной с жертвами и страданиями, жизни на пользу родины.

Князь Одоевский представляет собою один из примеров такого печального отношения нашего к деятелям, которые, выражаясь словами поэта, сеяли «разумное, доброе, вечное»... 

Источник.

А.Ф. Кони лично знал Одоевского, с которым встречался в Москве у своего свойственника, писателя и археолога, А.Ф. Вельтмана. Начало работы над статьей об Одоевском относится к восьмидесятым годам: 10 октября 1886 г. Кони обращается к редактору «Русской старины» М.И. Семевскому с просьбой сообщить, какие материалы об Одоевском были опубликованы в журнале (ИРЛИ, ф. 134, оп. 1, ед. хр. 67, лл. 36—37); в том же году он делает доклад об Одоевском в Шекспировском кружке. К 1893 году в основном уже сложился текст первоначальной редакции статьи, которая предназначалась для публичной лекции в пользу Общества пособия бедным и больным детям; сохранился план этой редакции, датированный 20 февраля 1893 г. Лекция была повторена в ноябре того же года в Русском литературном обществе в Петербурге и вызвала отклики; печать отмечала, что Кони воскресил имя значительного деятеля русской культуры (см. В. Михневич, На очереди (Забытое хорошее имя) — «Новости» 1893 г. № 328, 28 ноября, стр. 2). В дальнейшем Кони неоднократно возвращался к публичным чтениям об Одоевском, в котором видел образец служения «лучшим сторонам духовной природы человека и высшим потребностям общественного строя»; при этом он учитывал вновь появлявшиеся материалы и критические работы об Одоевском.

А.Ф. Кони

Комментариев нет:

Отправить комментарий