пятница, 19 августа 2022 г.

Преображение

 Для чего Господь во время Преображения явил пред учениками славу Свою

(Преподобного отца нашего Ефрема Сирина, слово на Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.)

Известно, что Господь, во время земной жизни Своей, однажды взял с Собою трех учеников: Петра, Иакова и Иоанна, взошел с ними на гору Фавор и там, преобразившись, явил пред ними славу Свою. Во время молитвы лицо Его просияло, как солнце, одежда Его сделалась белою, как снег. Ему явились во славе Моисей и Илия, и, наконец, светлое облако покрыло апостолов, и из облака послышался голос: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих, Того послушайте (Мф. 17, 5).

Икона Преображения

Не желаете ли знать, братие, для чего Господь преобразился именно пред учениками Своими и для чего явил им славу Свою? Если желаете, то выслушайте со вниманием, как решает этот вопрос преподобный отец наш Ефрем Сирин.

«Своим преображением, — говорит он, — Господь показал ученикам, как хочет придти в день последний в славе Божества Своего и во плоти Своего человечества. Он возвел их на гору, чтобы показать — кто Сын и чей? Ибо, когда спрашивал их: кого Мя глаголют человецы быти, Сына Человеческаго? Они отвечали Ему: овии Илию, друзии же Иеремию или единаго от пророк. Сего ради и возводит их на гору и показывает, что Он не Илия, но Бог Илиин; и не Иеремия, но освятивший Иеремию от чрева матери, и что Он и не один из пророков, но Господь пророков, и есть посылавший их проповедывать. И еще показывает им, что Он есть Творец неба и земли и Господь живых и мертвых. Ибо повелел небу и свел Илию; повелел земле и восставил Моисея. И возвел на гору учеников, чтобы показать им, что Он есть Сын Божий, прежде веков рожденный от Отца и впоследствии от Девы воплотившийся, родившийся неизреченно и соблюдший нетленным девство родившей, и что где хочет Бог, там побеждаются законы естества... Возвел учеников на гору, чтобы явить им славу Божества и показать им, что Он есть имеющий избавить Израиля, что и показал чрез пророков. И показал ученикам славу Свою, чтобы не соблазнились о Нем, когда увидят Его вольные страдания, которые хотел принять Своим человечеством. Видели Его как человека и не знали, что Бог есть. Знали Его, как сына Марии, как человека, живущего с ними в мире. И Он показал им на горе, что Он есть Сын Божий и Бог. Видели Его, что Он ел и пил, и трудился, и отдыхал, и спал, и страшился, и проливал пот, что было не свойственно Божеству Его, а человечеству. И потому и возводит их на гору, чтобы Отец провозгласил Сына и явил им, что Он Сын Его есть воистину и Бог. Возвел учеников Своих на гору и показал им Царство Свое прежде смерти Своей, и силу и славу Свою прежде страданий, и честь Свою прежде бесчестия Своего для того, чтобы, когда взят будет и распнется, поняли, что не по неволе Он распят будет, но ради любви Своей, для спасения мира. Возвел учеников на гору и показал им славу прежде воскресения Своего для того, чтобы, когда воскреснет из мертвых, уразумели все славу Божества Его, и что не через труды Он принял славу, как проситель, но была слава Его прежде веков со Отцем и Святым Духом, как и говорил Он, идя на вольную страсть: Отче, прослави Мя славою, юже имеху Тебе, прежде мир не быть. Ту славу Божества Своего, неведомую в человечестве Его, показал совершенно на горе; ибо видели лице Его, как молнию сияющую, и ризы его белы, как снег. 

Виктор Гурьев (Протоиерей). Пролог в поучениях. Том 2. Месяц Август

Комментариев нет:

Отправить комментарий