понедельник, 7 февраля 2011 г.

Лебедев Алексей Петрович

Лебедев
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))

ЛЕБЕДЕВ Алексей Петрович (1845-1908), русский православный историк Церкви. Родился в семье сел. священника Моск. губернии; окончил МДА (1870); ученик прот. Горского. Докторская диссертация Лебедева посвящена истории Вселенских соборов 4 и 5 вв. и их связи с александрийской и антиохийской школами (М., 1904, ч.1). Работа вызвала острую полемику как в русской, так и в зарубежной печати; рецензию на нее написал Гарнак. Основные церковно-исторические труды Лебедева составили 8-томный цикл, охватывающий историю Древней Церкви и Восточных церквей. Это уникальное в отечественной литературе произведение отмечено печатью таланта и большой эрудиции. С 1870 по 1895 Лебедев преподавал в МДА, потом перешел на кафедру церковной истории в Московский университет. «У профессора Лебедева, — пишет один из современных богословов, — нет биографии в общепринятом смысле. История его жизни — это история его лекций и книг. Его внутренняя жизнь отличалась богатством содержания, но внешне выглядела однообразной и ничем не примечательной». Хотя взгляды Лебедева часто подвергались критике и его необоснованно обвиняли в приверженности к идеям тюбингенской школы, он был одним из самых популярных профессоров МДА. К числу его учеников принадлежали такие выдающиеся церковные историки как Андреев и Глубоковский.

В 1900 году Лебедев публикует Церковно-исторические повествования общедоступного содержания и изложения: Из давних времен Христианской Церкви

Ряд исследований Лебедев посвятил раннехристианский и новозаветной тематике. Наиболее важное среди них — «Братья Господни» (М., 1905). В нем поднимается трудный вопрос евангельской истории, который едва ли когда-нибудь будет решен окончательно: кем были люди, названные «братьями Господними» (см. ст. Родословия Христа и братья Господни). Лебедев рассмотрел две гипотезы, одна из которых утверждает, что братья Господни были детьми Иосифа Обручника от умершей жены, а другая считает братьев Господних детьми сестры Девы Марии, которую тоже звали Мария. Разобрав недостатки этих гипотез, Лебедев предложил собственную. По его мнению, Мария Клеопова была женой брата Иосифа и поэтому называлась «сестрой» Девы Марии, а ее дети «братьями» Иисуса. Свою гипотезу Лебедев назвал «антиохийской», т.к. нашел ей подкрепление в трудах экзегетов антиохийской школы.

Лебедев считал своим долгом знакомить русскую публику c западной богословской и церковно-исторической литературой. Он стремился преодолеть схоластические методы исследования и подготовить почву для дальнейшего развития отечественного богословия.

Сущность христианства по изображению церк. историка А.Гарнака, БВ, 1901, № 10-12; Историч. процесс религ.-нравств. развития человечества по ап.Павлу, ВиР, № 4; По вопросу происхождения первохрист. иерархии, Серг.Пос., 1907; Преосвященный Порфирий Успенский, БВ, 1904, № 9; К моей учено-лит. биографии, БВ, 1907, № 6.

Комментариев нет:

Отправить комментарий