суббота, 7 августа 2010 г.

Брюсов о Гоголе

В статье «Ключи тайн» Брюсов назвал Гоголя одним из «самых ярых реалистов-писателей». Однако для символистов была характерна трактовка Гоголя как романтика и фантаста, восходящая к Ап. Григорьеву (см.: Москвитянин, 1852, № 1-2; 1853, № 1). Статья Брюсова Испепеленный. (К характеристике Гоголя) статья является ярким примером подобной интерпретации Гоголя. В своих рассуждениях Брюсов, по-видимому, опирался на А. Потебню, который утверждал, что «гиперболичность составляет довольно видную черту» слога Гоголя (Из записок по теории словесности. Харьков, 1888, с. 366). В этой книге раздел «Гипербола и ирония» был построен на примерах из Гоголя, которыми Брюсов частично воспользовался в «Испепеленном». Брюсову была известна и книга И. Мандельштама «О характере гоголевского стиля» (Гельсингфорс, 1902), которая развивала замечания Потебни о Гоголе (см. рецензию Брюсова на эту книгу. — РА, 1902, № 5). Источником биографических сведений о Гоголе для Брюсова послужил четырехтомный свод В.И. Шенрока «Материалы для биографии Гоголя» (М., 1892—1897), по которому он цитирует воспоминания и письма современников Гоголя.

Несмотря на общность основной тенденции в подходе к Гоголю, между символистами существовали в этом вопросе и важные различия. Так, Мережковский видел в Гоголе прежде всего мистика (Мережковский «Судьба Гоголя». — НП, 1903, №№ 1, 2, 3, и кн. «Гоголь. Творчество, жизнь и религия». СПб., 1909), А. Белый — мистического символиста (Белый «Гоголь». — В, 1909, № 4). Брюсов сосредоточил свое внимание на вопросах поэтики Гоголя. Его толкование Гоголя отличалось и от точки зрения других символистов, так же как от взглядов представителей культурно-исторической школы.

Статья «Испепеленный» была воспринята как одна из серьезных интерпретаций Гоголя. Так, Н. Лернер считал, что Брюсов «верно определяет одну из главных писательских и личных черт Гоголя - его гиперболизм» и дает «очень вдумчивый и в основе правильный анализ... писательского пафоса Гоголя» (ИВ, 1909, № 10). Брюсов

Отрицательная рецензия на статью Брюсова появилась в газете «Киевская мысль» (1910, 4 мая). В ней утверждалось, что к Гоголю Брюсов подошел с позиций «мещански-трезвенного и лавочнически-ограниченного натурализма и реализма». В отчетах о лекции Брюсова говорилось о негодовании части публики, пытавшейся остановить лектора, а затем покинувшей зал (PC, 1909, 28 апреля; брошюра «Гоголевские дни в Москве». М., 1910, с. 89-90). «День 28 апреля, — записывает Брюсов (по-видимому, по памяти, давая неточную дату). — Освистание меня» (Дневник, с. 142).

Комментариев нет:

Отправить комментарий