четверг, 6 июля 2023 г.

Рождество Св. Иоанна Крестителя

 

Поздравляю всех с праздником Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Тропарь праздника:

Пророче и Предтече пришествия Христова,/ достойно восхвалити тя недоумеем мы, любовию чтущии тя:/ неплодство бо рождшия и отчее безгласие разрешися/ славным и честным твоим рождеством,// и воплощение Сына Божия мирови проповедуется.

Святитель Феофилакт Болгарский. Благовестник или толкование блж. Феофилакта Болгарского на святое Евангелие. Книга первая. Толкование на Евангелие от Матфея

В те дни приходит Иоанн Креститель.

Иоанн послан был от Бога для обличения иудеев, чтобы они, познав свои грехи, покаялись и таким образом приняли Христа. Ибо кто не осознает своих грехов, тот не приходит в покаяние. Итак, послан был Иоанн.

И проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь.

Иудеи были горды, поэтому Иоанн побуждает их к покаянию.

Ибо приблизилось Царство Небесное.

Царствием Небесным называет первое и второе Пришествие Христа и добродетельную жизнь. Ибо если мы, живя на земле, ведем себя по-небесному, живем без страстей, то имеем Царствие Небесное.

Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему (Ис. 40: 3).

"Путем" называет Евангелие, а "стезями" - законные учреждения. Поэтому как бы так говорит: будьте готовы к евангельской жизни и законные заповеди творите право, то есть духовно, ибо прав - дух. Итак, когда ты видишь, что иудей разумеет подзаконный порядок плотским образом, скажи, что он не творит стезей правых, то есть не духовно понимает закон.

Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса.

Иоанн располагал к покаянию и словом и самим видом своим, ибо носил одежду плачевную. Говорят, что верблюд есть животное среднее между чистым и нечистым, он чист, потому что отрыгает жвачку, и нечист, потому что имеет нераздвоенные копыта. Поскольку же Иоанн приводил к Богу и мнимо чистый народ - иудейский, и нечистый - языческий и был срединою между Ветхим и Новым Заветом, то он и носил одежду из верблюжьих волос.

И пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед.

Все святые в Писании представляются опоясанными, как непрестанно пребывающие в труде (ибо нерадивые и преданные чувственности, как, например, сарацины, не опоясываются). Они представляются опоясанными кожаным поясом, как умертвившие в себе страсти плотского вожделения, потому что кожа есть часть мертвого животного. Некоторые думают, что "акриды" ("пружие" (слав.) - род саранчи) суть верхушки травы, которая иначе называется мелагра, а иные разумеют под сим дикие яблоки. Под "диким медом" разумеется мед диких пчел, полагаемый ими в деревах и между камнями.

 Святитель Феофилакт Болгарский. Благовестник или толкование блж. Феофилакта Болгарского на святое Евангелие. Книга первая. Толкование на Евангелие от Матфея

Комментариев нет:

Отправить комментарий