суббота, 8 апреля 2023 г.

Святитель Иннокентий (Борисов), архиепископ Херсонский и Таврический. Слово в Неделю ваий

 Слово 2-е

И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем.
(Лк. 19, 41)

На три случая указывается нам в Евангелии, когда плакал Господь наш: плакал Он вчера, при гробе друга Своего Лазаря; будет плакать в саду Гефсиманском, во время молитвы к Отцу, да мимо идет чаша страданий; и плачет ныне при взгляде на Иерусалим погибающий. Слезы гефсиманские так высоки и таинственны, что о них дерзновенно было бы беседовать со всеми; и слезы вифанские не без таинства, ибо для чего, по-видимому, плакать у гроба того, кто в эту же минуту вызван из гроба? Слезы нынешние, иерусалимские, просты и ясны: Господь плачет о Иерусалиме, потому что Иерусалим не разумеет времени своего посещения, не плачет сам о грехах своих.

Итак, это наши слезы, возлюбленный слушатель, ибо они пролиты Господом, без сомнения, не об одном Иерусалиме, а и о нас с тобою, грешниках сущих! Это слезы о тебе, непослушный сын Церкви, который, свергнув святое иго веры, возложенное на тебя еще благочестивыми родителями, предался вольнодумству и глумлению над предметами священными! Это слезы о тебе, токий властелин, который, забыв общую всем нам природу и общее всем нам упование жизни вечной, томишь подручных своих, как бы они созданы были не для славы Божией и не для их вечного спасения, а для тяжкой работы на удовлетворение твоим прихотям! Это слезы о тебе, бесчувственный богач, который поработил душу свою бездушному металлу, погреб сердце и все святые чувства его в неправедных счетах и расчетах! Это слезы о тебе, недостойный пастырь Церкви, который вместо того, чтоб быть устами Божиими для народа, предстателем перед Богом о людских невежествиях, стоишь между алтарем и собранием верных как стена раскрашенная, на ней же написана не милость Божия, а твой собственный суд и осуждение!

Господь плачет и до сих пор о каждом грешнике. Ибо как не плакать, когда он идет видимо в бездну, из которой нет возврата, и, имея в руках своих жизнь вечную, безумно меняет ее на суету и тление? Как не плакать о грешнике, когда столько средств, употребленных для примирения его с Богом, для возвращения ему прав на рай потеряннный, к стяжанию для него Царствия Небесного, остаются туне и без плода? И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем (Лк. 19,41).

Не помогли слезы Господа Иерусалиму! Не уразумел он тайны благодатного входа в него и слез, над ним пролиянных, и за то предан доселе на попрание языком! Не помогут слезы Господа и нам с тобою, возлюбленный слушатель, если мы подобно иерусалимлянам останемся бесчувственны во грехах наших. Для того чтобы этими бесценными слезами омыты были грехи наши, надобно, чтобы к ним примешались собственные наши слезы о грехах наших, чтобы печаль, исполнявшая сердце Господа, перешла в нашу душу и изгнала из нее все нечистые и зловредные радости греховные. Поэтому не удивляйтесь, если мы вместо веселия пригласим вас к слезам. Пусть пророк восклицает: "Радуйся, дщи Сиона!" Этот глас к душам чистым; они могут и должны, по апостолу, радоваться не только ныне, а и всегда (см. Флп. 4, 4). А нам должно более плакать, нежели радоваться, ибо мы до сих пор во грехах и нераскаянии. Грешникам же нечему радоваться", - глаголет Сам Господь. Эта святая печаль по Богу не помешает, впрочем, и радости истинной, которая у грешника, каковы мы, и может произрасти только из слез. В самом деле, посмотрите, как будет радостен для нас праздник Воскресения Господня, если мы наступающую неделю проведем в слезах покаяния! Он так будет светел, как никогда не был доселе, - чего да сподобит нас всех Господь Своею всемощною благодатью! Аминь. 

Источник.

Комментариев нет:

Отправить комментарий