вторник, 4 апреля 2023 г.

На повороте Вересаева

 По свидетельству В. Вересаева, в повести «На повороте», как и в других произведениях писателя, использованы впечатления от его жизни в родной Туле.
В сентябре 1900 года, незадолго до написания повести «На повороте», В. Вересаев в письме к М. Горькому делился мыслями, которые затем нашли в этой повести отражение: «Мы переживаем смутное и трепетное время. Мысль ищет основ и выходов, и все бредут в разные стороны. Господи, если нет общего пути, если нет человека, который бы объединил всех ищущих и повел их к намеченной цели,— то пускай же люди хоть искренно и честно ищут этих путей!»
Прочитав первые пять глав «На повороте», М. Горький написал В. Вересаеву: «Мне хочется сказать Вам, дорогой Викентий Викентьевич, кое-что о той радости, которую вызвало у меня начало Вашей новой повести. Славная вещь!
Я прочитал с жадностью и по два раза сцены купанья и прогулки навстречу тучам. Здорово это, весело, бодро, возбуждает желание обнять Вас крепко, и — главное — своевременно это, как раз в пору, как раз Вы пишете о тех» о ком надо писать, для кого надо, и о том, о чем надо. Молодежь — боевая, верующая, работающая — наверное, сумеет оценить Вас. Таня у Вас — превосходна! Сергей. Шеметов — все хороши!
Все растет и ширится жизнедеятельное настроение, все более заметно бодрости и веры в людях, и — хорошо живется на сей земле — ей-Богу!
Вся задача литературы наших дней — повышать, возбуждать именно это настроение, а уж оно даст плоды, даст! Вы — верите, что даст?» (М. Горький. Собр. соч. в тридцати томах, т. 28, М., 1954, стр. 232).
«Очень вы меня обрадовали вашим... отзывом...— отвечал В. Вересаев М. Горькому 2 февраля 1902 года.— Насчет отзыва боюсь, что вы в дальнейшем разочаруетесь. Каждому свое: одному дано летать в небе, а другому суждено, стоя на земле, хлопать неподнимающимися крыльями и мучительно ломать голову над вопросом, как это вот другие летят в воздухе, и ничего, не падают! Вы поймете это, когда дочитаете повесть мою до конца».

Вересаев
Опасения В. Вересаева были справедливы. В. И. Ленин, одобрив начало повести, последующие главы оценил отрицательно. «Видаю иногда русские журналы — далеко не все и далеко не правильно,— писал Владимир Ильич М. А. Ульяновой.— Как у вас довольны новой вересаевской повестью в «Мире Божьем»? Я поначалу ждал большего, а продолжением не совсем доволен» (В. И. Ленин. Полн, собр. соч., т. 55, стр. 219).
К концу 90-х годов прошлого века марксистская направленность творчества В. Вересаева стала очевидной. Однако появление в 1902 году повести «На повороте» — особенно ее второй части, где авторская позиция выглядела несколько неопределенной,— вновь позволило отдельным критикам усомниться в характере идейных устремлений В. Вересаева. «Я помню, когда мы обсуждали эту повесть «На повороте», мы дрались чуть ли не неделю вокруг нее»,— рассказывал много лет спустя П. Лебедев-Полянский об одном обсуждении повести в среде революционной молодежи
Вторая половина повести дала критике повод изображать дело гак, будто В. Вересаев всерьез никогда и не примыкал к марксистам Вл. Боцяновский в статье «Летопись» В. Вересаева» уверял: «Марксисты сочли самого г. Вересаева своим, зачислили его в свой лагерь.. Но... г Вересаев не скрывал и своего личного взгляда на марксизм как на своего рода «поветрие», как на нечто преходящее, как на мираж... И он не ошибся. Действительность разрушила теорию... На смену... выступило новое идеалистическое течение», которое В. Вересаев отразил в повести «На повороте». «В ней, мужественно отстреливаясь, отступают марксисты и выступают вперед идеалисты». Кончает с собой Варя, разочаровавшись в марксизме. «Главный герой повести Токарев, сам стоящий «на повороте», в целом ряде монологов разбивает и марксистов и идеалистов, предсказывая им полное разочарование». Идеалисты же представлены Сергеем, и они «идут дальше» марксистов («Русь», 1904, 10/23 января).
Это были явные передержки. Подобным истолкователям творчества В. Вересаева—а их тогда было много — возражал В. Шулятнков в статье «Критические этюды. Новая повесть В. Вересаева» («Курьер», 1902, 11 марта). Сожалея, что Таня и Балуев обрисованы в повести «лишь самыми общими чертами и играют... роль эпизодических фигур», что главными героями оказались «банкроты» Токарев и Сергей, В. Шулятиков справедливо усматривал в повести не защиту идеализма, а его изобличение.

Из примечаний Ю. Фохт-Бабушкина

Комментариев нет:

Отправить комментарий