пятница, 8 июля 2022 г.

О Фонвизие

 На страницах журналов Новикова впервые появились сочинения Фонвизина.
«Сочинения мои были острые ругательства»,— вспоминал он позднее. В силу своей сатирической остроты многие его произведения не смогли тогда появиться в печати и вообще по большей части не сохранились (некоторые из них автор сам сжег). Однако два замечательных стихотворных произведения молодого Фонвизина дошли до нас полностью. В одном из них, басне «Лисица-казнодей», то есть проповедник, дан резко сатирический портрет российского самодержца — царя Льва, трон которого «сплочен из костей растерзанных зверей» и в правление которого «любимцы и вельможи сдирали без чинов с зверей невинных кожи»... Еще значительнее второе — сатирическое «Послание к слугам моим...». В нем дается окрашенная в резко антирелигиозные тона картина «сего света» — всеобщего кругового обмана, на котором основано и держится современное автору российское общественно-политическое устройство. Позднее Фонвизин от стихотворных сатир перешел к сатире в прозе, вступив, как и Новиков, в непосредственную полемику с самой Екатериной (серия «вопросов», направленных в журнал «Собеседник любителей российского слова», в котором императрица принимала участие) и дав в своей «Придворной грамматике» меткую, бичующую характеристику ее «хитро льстивого» и «подлого» окружения.
Основной чертой литературного дарования Фонвизина Белинский справедливо считал способность «смеяться вместе и весело, и ядовито». Наряду с этим Фонвизин, по его собственному признанию, обладал и способностью «принимать» на себя лицо и «говорить» не только «голосом», но и «умом» «весьма многих людей».
Эти способности с особенным блеском проявились в его драматургии.
Русская драматургия была значительно моложе других родов литературы, культивировавшихся классицизмом. Пьесы нового, европейского типа появились в русской литературе только в середине XVIII века. Их автором был А.П. Сумароков. Однако имевшиеся в его комедиях отдельные элементы живой русской действительности почти полностью заглушались условными литературными схемами, традиционными образами и коллизиями классицизма. В начале 60-х годов с резкой критикой сумароковской комедиографии выступил драматург В.И. Лукин. Основным недостатком пьес Сумарокова Лукин считал то, что автор механически следовал в них иностранным образцам, называя русских людей нерусскими именами, внося в якобы русский бытовой уклад ряд черт и подробностей, ему совершенно несвойственных.
Д. Благой. Из статьи "Недоросль" Фонвизина.

Фонвизин

Комментариев нет:

Отправить комментарий