понедельник, 31 января 2022 г.

О сказке-притче Толстого «Ассирийский царь Асархадон»

 В последние годы жизни Толстой любил повторять, что «жизнь одна во всем» и каждый несет в «себе только часть этой одной жизни». Мысль эта была лаконически выражена им в сказке-притче «Ассирийский царь Асархадон» (1903). Могущественным социальным силам, которые разрушительно действовали в окружающей жизни, делая одного палачом, другого — жертвой, должно было противостоять иное начало, воплощенное в человеческой личности.

Лев Толстой

«Мысль сказки «Царь Асархадон,— писал Толстой,— принадлежит не мне, а взята мною из сказки неизвестного автора, напечатанной в немецком журнале «Theosophischer Wegweiser», в 5-м № 1903 года под заглавием «Das List du» (т. 74, с. 167). Сказку «Ассирийский царь Асархадон», так же как и две другие —«Три вопроса», «Труд, смерть и болезнь»— Толстой писал одновременно с рассказом «После бала» для литературного сборника, который составлял Шолом-Алейхем. Результат работы не удовлетворял Толстого. 9 августа 1903 г. он писал В. Г. Черткову: «Сказки плохи. Но надо было освободиться от них» (т. 88, с. 302). Ту же оценку Толстой дал сказкам в Дневнике: «Только нынче кончил сказки... Недоволен» (т. 54, с. 189).

Вся деятельность Толстого последнего десятилетия — активные поиски преодоления зла, поиски спасения и выхода. 

Всем своим творчеством Толстой утверждал: жизнь невозможна без созидательных, добрых сил, и человек должен строить свое существование в соответствии с ними. Людям свойственно стремиться к радостному, гармоническому единению с миром. «Если радость кончается, ищи, где ты ошибся»,—говорил Толстой.

Комментариев нет:

Отправить комментарий