вторник, 18 января 2022 г.

Поздравляю всех с праздником Крещения Господня

 Тропарь праздника:

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, / троическое явися поклонение, / Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, / возлюбленного Тя Сына именуя, / и Дух в виде голубине, / извествоваше словесе утверждение. / Явлейся Христе Боже, / и мир просвещей, слава Тебе.

Икона Богоявления

 
Праздник Богоявления и в нашей Церкви имеет некоторые свои особенности. - Кроме того что навечерие его отправляется точно таким порядком, как и навечерие Рождества Христова, в Богоявленское навечерие по окончании литургии, соединенной с вечерней, или вечерни, когда литургия с ней не соединяется, и большей частью в храмах, а в самый день праздника по окончании литургии, во свое время совершающейся, и всегда на реках или кладезях, торжественным образом совершается освящение воды, называемое Великим, в отличие от малого, которое может совершаться во всякое другое время. - Обычай освящать воду в навечерие Богоявления есть обычай весьма древний в Церкви. Сперва освящали воду в оный день для оглашенных, крещаемых в сие время; но потом, когда сей класс людей прекратился, Церковь установила освящать в сие время воду в воспоминание крещения Давшего образ крещения*. Но когда и по каким причинам введено в обычай освящать воду еще в самый праздник Богоявления, неизвестно. Можно думать, что и сей обычай Церкви есть древний и даже современный первому. Может быть, в древности под праздник Богоявления освящали воду для крещения оглашенных, а на самый праздник - в воспоминание крещения Христова. "Паки та же вода, - пишется в нашей Новой Скрижали**, - в день Богоявления Господня, кроме крещающихся, освящаема была и для воспоминания крещения Христова". В последствии времени, хотя и не стало уже оглашенных, обыкновение сие осталось неприкосновенным, - продолжали освящать воду как на самый праздник, так и в навечерие его - для воспоминания же крещения Христова. 

Народные обычаи, относящиеся к празднику Богоявления, почти всеобщие, суть следующие:

1. Начертание крестов на дверях, окнах и других особенно видных местах дома для охранения его от гибельного влияния врага Креста Христова, - что делается в Малороссии в навечерие, после освящения воды.

2. Хождение под праздник в полночь на реку для почерпания воды, в том мнении, что в это время нисходит на воды Дух Святой; и сия вода почитается особенно целительной. Обычай сей есть древний, ибо о нем упоминал еще Златоуст. "Сей есть день, - говорит он*, в оньже (Иисус Христос) крестился и вод освятил естество. Сего ради и в полунощи на праздник сей вси, почерпше воду, в домы относят, соблюдают и чрез лето всецелое хранят: понеже днесь освятились воды, и знамение бывает явственное, не растлевающуся вод оных естеству долготою времени; но на лето всецелое и два и три многащи лета, днесь почерпленной воде, целой и новой пребывающей, и по толицем времени ныне от источников емлемым водам, сравняющейся". 

3. Есть еще в некоторых местах обычай для очищения себя от грехов купаться на праздник Богоявления в реке, по освящении в ней воды. Так поступают особенно те из молодых людей, кои в продолжение святок занимались уродливыми играми, а именно наряжались в маски и представляли чужие лица. Действия таковые справедливо почитаются преступлениями, но средство очищаться таким образом от греха носит на себе отпечаток невежества и грубости; почему в наше время обыкновение сие и ослабело.  

Источник: Святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический (Борисов). О великих Господских и Богородичных праздниках

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий