суббота, 3 марта 2012 г.

Первая неделя поста. Св. Иоанн Златоуст. Из 28-ой беседы на Евангелие от Матфея

Храм Рождества Христова на Средней Рогатке СПб
Многие говорят: желал бы я видеть лице Христа, образ, одежду, обувь. Ты видишь Его, прикасаешься к Нему, вкушаешь Его. Ты желаешь видеть одежды Его — а Он дает тебе не только видеть Себя, но и прикасаться, и вкушать, и принимать в себя. Итак, никто не должен приступать к приобщению с небрежением, никто с малодушием, но все с пламенною любовью, все с горячим усердием и бодростию. Ибо если иудеи вкушали агнца с готовностью, стоя и имея сапоги на ногах и жезлы в руках, то тем более тебе должно бодрствовать. Ибо они готовились идти в Палестину, посему и имели вид путешественников,— а ты готовишься идти на небо. Посему должно всегда бодрствовать. Ибо немалое ожидает наказание тех, которые недостойно приобщаются. Сколько ты питаешь негодования к предателю и распявшим Христа? Смотри же, чтобы и ты не подвергся тому же осуждению. Они умертвили Святое Тело, а ты принимаешь его нечистою душою после таких благодеяний. Ибо не довольно было для Него того, что Он соделался человеком, был заушен и умерщвлен,— Он еще сообщает Себя нам, и не только верою, но и самим делом соделывает нас Своим телом. Сколь же чист должен быть тот, кто наслаждается этою Жертвою? Сколь чище всех лучей солнечных должны быть: рука, раздробляющая сие Тело, уста, наполняемые духовным огнем, язык, обагряемый страшною Кровию? Помысли, какой чести ты удостоен? Какою наслаждаешься Трапезою? На что с трепетом взирают ангелы и не смеют воззреть без страха по причине сияния, отсюда исходящего, тем мы питаемся, с тем сообщаемся и делаемся одним телом со Христом. Кто изречет могущество Господа, возвестит все хвалы Его? (Пс. 105, 2). Какой пастырь питает овец собственным телом? Но что я говорю: пастырь? Часто бывают такие матери, которые младенцев своих отдают кормилицам. Но Христос не попустит сего. Он питает нас собственным Телом и напояет собственною Кровию, и чрез это соединяет нас с Собою. Итак, удостоившись такой любви и чести, не будем предаваться беспечности. Не видите ли, с какою готовностью младенцы берут сосцы? С каким стремлением прижимают к ним уста свои? С таким же расположением и мы должны приступать к сей Трапезе и к сосцу духовной чаши; или, лучше сказать, мы с большим еще желанием должны привлекать к себе, подобно младенцам, благодать Духа. Одна только должна быть у нас скорбь: что мы не приобщились сей Трапезы. Действия сего Таинства совершаются не человеческою силою. Тот, Кто совершил сии действия на той вечере, и ныне совершает их. Мы занимаем место служителей, а освящает и претворяет Сам Христос. Да не будет здесь ни одного Иуды, ни одного сребролюбца! Если кто не ученик Христов, пусть такой удалится; эта Трапеза не допускает тех, кто не из числа учеников. Ибо с учениками Моими, говорит Христос, совершу пасху (Мф. 26, 18). Сия Трапеза есть та же самая, которую предложил Христос, и ничем не менее той. Нельзя сказать, что ту предложил Христос, а эту — человек, но ту и другую предлагает Сам Христос. Сие место есть та самая горница, где Он был с учениками. Отсюда они вышли на гору Елеонскую. Выйдем и мы на то место, где простерты руки нищих, ибо это место есть гора Елеонская. Ибо нищие суть маслины, насажденные в доме Божием, источающие елей, полезный для нас, который имели пять дев и которого не взявши, другие пять не допущены в чертог. Взявши сего елея, выйдем, дабы нам с горящими светильниками встретить Жениха. Не должен приступать сюда ни один бесчеловечный, ни один жестокий и немилосердый, ни один нечестивый!

Это говорю вам, которые приступают, и вам, которые преподают. Ибо нужно побеседовать и с вами, чтобы вы со многим тщанием преподавали сии Дары. Немалое наказание ожидает вас, если вы, признавши кого-либо недостойным, позволите причаститься сей Трапезы. Кровь Его взыщется от рук ваших. Хотя бы кто был полководец, хотя бы начальник, хотя бы сам украшенный диадемою, но если приступает недостойно, то воспрети; ты имеешь больше власти, нежели он. Если бы тебе поручено было сохранять в чистоте источник воды для стада и ты увидел овцу, имеющую на устах много грязи, то не попустил бы ей наклониться и возмутить источник. Но тебе вручен источник не воды, а Крови и Духа, и ты, видя некоторых, имеющих грех, который хуже грязи, и приступающих к сему источнику, не негодуешь, не воспрещаешь? Какое ты можешь получить прощение? Для того Бог удостоил вас этой чести, чтобы вы рассматривали таковые дела. В этом состоят ваше достоинство, ваша важность, ваш венец, а не в том, чтобы вы облекались в белую и блистательную одежду. Но как, скажешь, я могу знать того или другого? Я говорю не о неизвестных, но о известных людях. Скажу нечто более страшное: не столь опасно приступать к сему Таинству бесноватому, сколько тем, которые, как говорит Павел, попирают Христа, Кровь завета не почитают за святыню и ругаются над благодатью Духа (Евр. 10, 29). Ибо приступающий в грехах хуже бесноватого. Бесноватые не наказываются потому, что они одержимы бесом; а приступающие недостойно предаются вечному мучению. Итак, будем удалять не только бесноватых, но и всех, которых увидели бы недостойно приступающими. Никто не должен приобщаться, если он не из учеников Христовых. Никто не должен приобщаться подобно Иуде, дабы не потерпеть участь Иуды. Сие собрание есть также Тело Христово. Посему ты, служитель Таинств, смотри, чтобы тебе не раздражить Владыку, если не будешь очищать сие тело, чтобы не дать меча вместо пищи. Но хотя бы кто и по неразумию пришел для причащения, воспрети ему, не убойся. Убойся Бога, а не человека. Если убоишься человека, то от Бога будешь уничижен; а если убоишься Бога, то и от людей будешь почитаем. Если ты сам не смеешь, то приведи ко мне, я не позволю сию дерзость. Скорее предам душу свою, нежели причащу Крови Господней недостойного; скорее пролью собственную кровь, нежели причащу столь страшной Крови того, кого не должно. Если же кто после многих испытаний не найдет недостойного, то не будет виновен. Ибо это сказано мною об известных. Если мы исправим сих, то Бог скоро сделает и неизвестных нам известными. Если же мы оставим без внимания известных нам, то для чего Ему делать других нам известными? Говорю я это не для того, чтобы мы только удаляли и отсекали, но для того, чтобы, исправивши, возвращали и имели попечение о всех. Таким образом мы и Бога умилостивим, и найдем много достойных причастников, и получим за страдание и попечение о других великую награду, которой да сподобимся все мы благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава во веки веков. Аминь.

Св. Иоанн Златоуст. Из 28-ой беседы на Евангелие от Матфея

Комментариев нет:

Отправить комментарий