воскресенье, 11 декабря 2011 г.

Св. Иоанн Златоуст. О страхе Божием


Самая высокая добродетель — приписывать все Богу и ничего не почитать своим, ничего не делать для приобретения славы человеческой, но все делать для благоугождения Богу. Ибо Он, а не другой кто, потребует от нас отчета во всех делах наших. Но в наше время порядок этот извращен. Ибо ныне мы не столько боимся Того, Который некогда воссядет на судилище и потребует от нас отчета в делах наших, сколько страшимся тех, которые вместе с нами предстанут на суд. Отчего же в нас болезнь эта? Откуда она проникла в наши сердца? От редкого помышления о будущем и крайней привязанности к настоящему. Отсюда мы так легко впадаем и в злые дела, и если делаем что-нибудь доброе, то делаем только напоказ, так что и за это нам угрожает наказание. Может кто взглянуть похотливыми глазами на женщину и утаить это от той, на которую посмотрел, так и от спутников своих,— но никак не скроет сего от Ока, никогда не дремлющего. Еще прежде нежели человек сделает грех, недремлющее Око уже видело в душе его преступную похоть, и внутреннее неистовство, и бурное и необузданное движение помыслов. Ибо Всеведущий не имеет нужды в свидетелях и доказательствах. Посему смотри не на подобных тебе рабов. Ибо если человек и похвалит дела твои, это будет бесполезно для тебя, если не примет их Бог; также если и похулит оные человек, это нисколько не повредит тебе, если не похулит Бог. Напротив, высоко ценя мнение подобных тебе рабов, а не страшась и не трепеща негодования Судии, смотри не прогневай Судию. Итак, презрим похвалу человеческую. Доколе будем унижаться и пресмыкаться по земле? Долго ли будем порываться к земле, когда Бог влечет нас на небо? Братья Иосифа не сделали бы умысла в пустыне убить своего брата, если бы, как должно, имели пред очами страх Божий. Равным образом и Каин, если бы боялся суда Божия, как надлежало бояться, не сказал бы Авелю: пойдем в поле (Быт. 4, 8). Для чего ты, бедный и несчастный, отлучил брата своего от отца и увел в пустое место? Не для того ли, как ты думал, что на поле Бог не увидит твоего дерзкого преступления? Как же ты не научился из случившегося с отцом своим, что Бог все видит и все, что мы делаем, знает? Итак, всегда должно иметь пред очами страх Божий, и все самые неистовые страсти умолкнут. Живя без страха, нельзя совершить ничего благородного и удивительного. Посему апостол говорит: со страхом и трепетом совершайте свое спасение (Флп. 2, 12). И не просто сказал: со страхом, но присовокупил: и трепетом, который есть высшая степень страха. Ибо если житейских дел нельзя совершить без страха,— то не тем ли более духовных? Скажи мне: кто выучился грамоте без страха? Кто сделался опытным в искусстве без страха? Если же там, где не подстерегает диавол, а только леность тяготит, нужен нам такой страх, дабы отвратить нерадение,— то при такой борьбе, при таких препятствиях как можно спастись когда-либо без страха? Как же может родиться сей страх? Если мы будем помышлять, что Бог везде присутствует, все слышит, все видит, не только дела и слова, но и все происходящее в сердце и в глубине души: судит помышления и намерения сердечные (Евр. 4, 12) — если так настроим себя, то и не сделаем, и не скажем, и не помыслим ничего худого. Посему, что бы ты ни делал, делай с мыслию о вездеприсутствии Божием. Ибо Он действительно везде присутствует. Итак, принимаешь ли пищу, располагаешься ли спать, гневаешься ли, похищаешь ли что, предаешься ли удовольствиям или что другое делаешь,— помысли о присутствии Божием, и никогда не предашься смеху, не воспламенишься гневом. Если такую мысль будешь иметь постоянно, то постоянно будешь в страхе и трепете, как бы стоял близ самого царя. Зодчий хотя и опытен, хотя и очень искусен, впрочем, стоит со страхом и трепетом, боясь упасть со здания. И ты уверовал, совершил много доброго, взошел на высоту. Держи себя крепко, стой со страхом и смотри бодро, дабы не упасть оттуда. Ибо много духов злобы, хотящих низвергнуть тебя.
Из 5-й беседы на Второе послание к Коринфянам и 8-й беседы на Послание к Филиппинцам

На фотографии: Церковь Успения Пресвятой Богородицы и часовня преподобномученика Трифона Городецкого в деревне Городец Лужского района Ленинградской области

Комментариев нет:

Отправить комментарий