суббота, 24 июля 2010 г.

Статья Брюсова "О искусстве"

Брюсов
Брюсов Валерий Яковлевич (1873 - 1924) - русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед, литературный критик и историк. Один из основоположников русского символизма.

Брюсов работал над статьей «О искусстве» в 1898 г. и закончил ее 13 августа (см.: Дневник, с. 47). Она представляет собой итоговую для 1890-х годов попытку Брюсова изложить свои взгляды на искусство. Статья противоречива. В ней частично отразилось увлечение Брюсова философией Лейбница и Шопенгауэра. Вместе с тем многие ее положения сходны со взглядом Л. Толстого на искусство как на средство общения, высказанным в статье «Что такое искусство?». Брюсов считал, что мысль об искусстве как средстве общения сформулирована им раньше Толстого. В письме к Толстому от 20 января 1898 г., оставшемся без ответа, Брюсов отстаивал свое право значиться «в длинном списке... предшественников» эстетической теории Толстого.

В ближайшие годы после опубликования статьи мысли Брюсова об искусстве приняли несколько другое направление. На последних страницах экземпляра брошюры «О искусстве», принадлежащего Брюсову, его рукой сделана следующая надпись: «Я переменил бы в своей книге многое: все лейбницовское, все о общении (см. «Сев. цв.», 1901 г. «Истины»). Еще больше прибавил бы. Я узнал, что есть не одно искусство, а несколько, а еще вернее, что вовсе нет искусства. Я теперь почти так же осмеиваю слово искусство, как «красота». Говорить о искусстве значит предполагать что-то отдельное, особое, субстанциальное. Этого нет. Есть только окаменевшие крики и окристаллившиеся порывы. Что застыло и как оно стало кристаллом — разненствует бесконечно. Если мы дадим одну формулу для всех этих проявлений, она будет так широка, что обоймет весь мир, и совершенно пуста, потому что будет основана на внешнем признаке. Бывает искусство мертвое и живое. Я не могу первому отказать в праве называться искусством, хотя и знаю, что его создания — трупы. Это то, что прежде называлось искусством для искусства.— Это Ап. Майков, Эредиа, Тургенев, Овидий, Грильпарцер и сотни «маститых» всех времен и всех стран. Живое искусство всегда «бродит в безднах», всегда касается тайн, ибо тайна — его душа, оживляющее ее начало; оно всегда философично, мистично, религиозно, если понимать последнее слово широко. Это искусство и Пушкина и Достоевского и моего Верхарна и всемирного Гете. Но есть еще третье искусство, полуживое так сказать... Я боюсь продолжать, чтобы не написать трактата. А что больше всего я переменил бы в своей книге, это язык и метод: сухой, кастрированный язык, фразы как бабочки, насаженные на булавки, и метод гнусный, рассудочный, рационалистический, ничего не доказывающий, но всем распоряжающийся, как отряд жандармерии» (из письма к П.П. Перцову, 25 окт. 1902 г.).

В дальнейшем критическое отношение Брюсова к статье «О искусстве», которая когда-то казалась ему «событием» его жизни (см.: Дневник, с. 73), еще более усилилось. В 1918 г. на экземпляре брошюры, принадлежавшем В.А. Десницкому, Брюсов сделал следующую надпись: «Как библиографу, не как читателю, эту весьма осужденную мною книжку моей юности».

Немногочисленные печатные отзывы о брошюре Брюсова были неблагожелательными. Так, анонимный рецензент журн. «Вопросы философии и психологии» (1899, № 1) считал, что брошюра содержит не связные рассуждения, а «афористические вещания». Рецензенту «Русского богатства» (1899, № 2) представлялось, что взгляды Брюсова на искусство лишены даже того интереса, который внушает его поэзия: «интереса курьеза». Подробные возражения Брюсову сделал и писатель-модернист М. Криницкий (М. В. Самыгин, 1874—1952) в письме от 6 декабря 1898 г. (ГБЛ).

Комментариев нет:

Отправить комментарий