суббота, 25 марта 2023 г.

Немного об Анненкове

 Не только в отношениях с Гоголем,  Тургеневым или Толстым,  но и с другими литераторами,  Анненков выбирал себе «нумер второй». Перефразируя известный афоризм,  он любил не себя в литературе, а саму литературу в самых разных,  как великих,  так и скромных ее проявлениях. «Анненков весел,  здоров,  все так же умен,  уклончив и еще с большим жаром,  чем прежде,  ловит современность во всем,  боясь отстать от нее,  — сообщает Л.Н. Толстой П.В. Боткину в октябре 1857 года. — Действительно,  плохо ему будет,  ежели он отстанет от нее. Это одно,  в непогрешимость чего он верует».
Долгие годы Анненков не отставал. Он,  как по заказу,  оказывался в нужное время в нужном месте,  становясь свидетелем и участником крупнейших,  ставших почти «мифологическими»,  легендарными,  событий в истории русской культуры. В 1841 году в Риме он переписывает под диктовку Гоголя первые шесть глав «Мертвых душ». В 1847 году он путешествует с Белинским по Европе и наблюдает,  как критик сочиняет знаменитое «Письмо к Гоголю». Он улаживает конфликт между Тургеневым и Гончаровым. Он ведет переговоры о публикации «Отцов и детей» и,  прочитав роман в рукописи,  делает важные замечания,  которые автор учитывает.
Такие фигуры,  как Анненков,  цементируют культуру эпохи,  в которую им выпало жить. Их вклад в целое — не столько сами произведения,  но атмосфера,  в которой становится возможным настоящее искусство.
Впрочем,  оказавшись с ранней юности в насыщенном литературой пространстве,  Анненков не мог ограничиться поклонением и дружескими суждениями о работах других. Он начинает писать и сам. Эти опыты осуществляются с переменным успехом.
В 1841—1843 годах,  во время первого заграничного путешествия Анненкова,  в «Отечественных записках» публикуются «Письма из-за границы»,  которые восхищают Белинского: «...письма Анненкова из-за границы — прелесть! Я еще больше полюбил этого человека». В результате второго заграничного путешествия 1846—1848 годов,  уже в «Современнике»,  появляются «Парижские письма»; их высоко оценивает Некрасов. В Париже Анненков становится свидетелем революции 1848 года,  о которой впоследствии он расскажет в воспоминаниях.
(...)
В конце 1840-х годов опытный уже очеркист и осмеянный прозаик впервые обращается к критике,  сразу же выступая в сложном и трудном жанре.
Возникший еще в начале XIX века,  жанр годового обзора стал ведущим у Белинского. Начиная с 1841 года,  шесть таких обзоров «Русская литература в... году» он напечатал в «Отечественных записках». В начале 1847 и 1848 года в обновленном некрасовском «Современнике» появлялись знаменитые «Взгляды на русскую литературу» года предшествующего. Белинский умер в мае 1848 года,  и вот теперь в первом номере «Современника» за 1849 год,  на том месте,  где обычно печатались его обзоры,  появились — без подписи — «Заметки о русской литературе прошлого года»...

Из статьи И. Сухих. Жизнь и критика П.В. Анненкова

П.В. Анненков

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий