среда, 5 октября 2022 г.

Александр Константинович Шеллер-Михайлов

 Александр Константинович Шеллер-Михайлов родился в 1838 г. в Санкт-Петербурге. Отец будущего писателя — Константин Андреевич Шеллер — был родом из эстонских крестьян. В детстве сиротой он был привезен в Петербург и отдан в театральное училище. Училище Константин окончил, но последующая театральная карьера ему не удалась, и он поступил на работу придворным служителем, имея от этого скромный, но верный достаток. Мать Александра — Елена Федоровна Адамович — происходила из аристократической, хотя и вконец обнищавшей семьи. Двойственность привитых в детстве представлений о жизни — отцом-плебеем и бабушкой-аристократкой — долгое время, порой неосознанно, сказывалась на взглядах и поведении писателя.

Окончив в 1857 г. гимназический курс (Анненское училище), Александр Шеллер записывается вольнослушателем в Петербургский университет и остается в нем вплоть до закрытия университета в 1861 г.
60-е годы прошлого столетия — начало творческой биографии А. К. Шеллера — были временем подъема общественного движения в России, толчок к развитию которого дало поражение империи в Крымской войне 1853—1856 гг., периодом проведения таких крупнейших реформ, как крестьянская (отмена в 1861 г. крепостного права), судебная и земская. Происходили коренные сдвиги и в общественном сознании. Идеалом и смыслом жизни провозглашалось самоотверженное служение на благо общества. Утверждению новых духовных ориентиров и ценностей немало способствовала литературная и общественная деятельность таких личностей, как В. Белинский, Н. Добролюбов, Д. Писарев, Н. Чернышевский.
Именно в среде разночинной интеллигенции, главного проповедника новых идеалов, среде, к которой А.К. Шеллер принадлежал и по происхождению, и по сформировавшимся к тому времени демократическим убеждениям, начался творческий путь писателя.
Еще будучи студентом университета, он начал зарабатывать на жизнь литературным трудом, публикуя в журнале «Весельчак» фельетоны под псевдонимом А. Реллеш (анаграмма его фамилии — Шеллер). Дебют А. К. Шеллера в «толстом» литературном журнале состоялся в 1863 г. В октябрьской книжке журнала «Современник» были напечатаны четыре его стихотворения. Именно эту публикацию А.К. Шеллер считал впоследствии началом своей литературной деятельности, с ней связано и появление его нового псевдонима — А. Михайлов. Дело в том, что по недоразумению стихотворения были подписаны фамилией его друга — Андрея Михайлова, принесшего их в редакцию журнала. Этот псевдоним Шеллер оставил за собой уже навсегда.

До революции вышло два собрания сочинений А. Шеллера — в 15-ти и 16-ти томах. Первое (1894—1895) — при жизни писателя, второе (1904—1905) — уже после его смерти. Любопытно, что ни в одно из них, хотя они и назывались «полными», не вошел ни роман «Дворец и монастырь» (1890), ни другие произведения исторической тематики — роман «Из-за власти» (1889), повесть «Эсфирь» (1896), рассказы. По-видимому, и сам писатель, и его позднейшие издатели посчитали, что эти произведения не укладываются в основную «тенденцию» литературной деятельности А. Шеллера. Действительно, их можно рассматривать как «alter ego» писателя, сформировавшееся в свое время под влиянием рассказов аристократической бабушки, с присущим этому «другому Я» интересом к жизни «сильных мира сего», к событиям и поступкам, определяющим судьбы многих, даже целых народов. Но и в этих произведениях автором последовательно проводится мысль о необходимости для каждого человека сделать свой нравственный выбор, об ответственности личности за свои поступки перед людьми, собственной совестью и Богом.
Описываемая в романе эпоха — бурный и жестокий, во многом переломный для России XVI век. В центре повествования — фигуры царя Ивана Грозного и митрополита Филиппа. Их противостояние — это извечная борьба Добра и Зла, трактуемая в традициях христианской морали. Возродившийся в последние годы в нашем обществе интерес к религиозным, в частности христианским, духовным ценностям, возможно, сделает этот роман интересным для современного читателя не только с беллетристической или познавательной, но и этической точки зрения.

Александр Константинович Шеллер-Михайлов

Комментариев нет:

Отправить комментарий