среда, 7 сентября 2022 г.

З.Н. Гиппиус. Иди за мной

 Полуувядших лилий аромат
Мои мечтанья легкие туманит.

З.Н. Гиппиус


Мне лилии о смерти говорят,
О времени, когда меня не станет.

Мир — успокоенной душе моей.
Ничто ее не радует, не ранит.
Не забывай моих последних дней,
Пойми меня, когда меня не станет.

Я знаю, друг, дорога не длинна,
И скоро тело бедное устанет.
Но ведаю: любовь, как смерть, сильна.
Люби меня, когда меня не станет.

Мне чудится таинственный обет...
И, ведаю, он сердца не обманет, —
Забвения тебе в разлуке нет!
Иди за мной, когда меня не станет.

1895
Источник

Пояснение Гиппиус о том, кому посвящено стихотворение:

«Никому, а всякий думал, что ему». В подтексте стихотворения — сложные личные взаимоотношения Гиппиус с поэтом и философом Николаем Максимовичем Минским (Виленкиным; 1856—1937) и с литературным критиком и теоретиком искусства, идейным руководителем «Северного вестника» Акимом Львовичем Волынским (Флексером; 1861—1926). 24 ноября 1895 г. Гиппиус записала в дневнике: «Я написала стихи «Иди за мной», где говорится о лилиях. Лилии были мне присланы Венгеровой, т.е. Минским. Стихи я всегда пишу, как молюсь, и никогда не посвящаю их в душе никаким земным отношениям, никакому человеку. Но когда я кончила, я радовалась, что подойдет к Флексеру и, может быть, заденет и Минского. Стихи были напечатаны. Тотчас же я получила букет красных лилий от Минского и длинное письмо, где он явно намекал на Флексера, говорил, что «чужие люди нас разлучают», что я «умираю среди них», а он, «единственно близкий мне человек, умирает вдали»... Письмо меня искренно возмутило. Мы с Флексером написали отличный ответ (...). Но интереснее всего то, что я, через два дня, послала Минскому букет желтых хризантем. Я сделала это потому, что нелепо и глупо было это сделать, слишком невозможно...» (Contes d’amour, 1 С. 39). В упомянутом письме к Минскому (от 3 ноября 1895 г.) Гиппиус заявляла: «Наше знакомство прекратилось только потому, что оно мне не нужно. На этот счет у вас не должно быть больше никаких иллюзий. Все, что я делаю, думаю, писала и хочу писать,— не имеет к вам ни малейшего отношения. Покорнейше вас прошу мне ничего не посылать. Все конверты будут возвращены невскрытыми»

Из примечаний К.М. Азадовского и А.В. Лаврова

Комментариев нет:

Отправить комментарий