суббота, 26 марта 2022 г.

Куприн о Дюма-отце

... Этот очерк, - писал Куприн, - был написан мною в 1919 году по данным, которые я усердно разыскивал в С.-Петербургской публичной библиотеке. Света ему так и не довелось увидеть: при отходе, вместе с северо-западной армией, от Гатчины я ничего не успел взять из дома, кроме портрета Толстого с автографом. Поэтому и пишу сейчас наизусть, по смутной памяти, кусками. Труд этот был бескорыстен. Что я мог бы получить за четыре печатных листа в издательстве "Всемирной литературы"?.. Ну, скажем, четыре тысячи керенками. Но за такую сумму нельзя было достать даже фунта хлеба. Зато скажу с благодарностью, что писать эту статью - "Дюма, его жизнь и творчество" - было для меня в те дни... и теплой радостью, и душевной укрепой...
Читать текст очерка "Дюма-отец" полностью.

Над критико-биографическим очерком «А. Дюма, его жизнь и творчество» Куприн работал в Гатчине в течение октября — ноября 1918 года. Очерк писался по заказу М. Горького, возглавлявшего тогда издательство «Всемирная литература», и был предназначен в качестве предисловия к собранию сочинений французского писателя. Закончив очерк, Куприн во второй половине ноября передал его М. Горькому. «Когда он прочел мою рукопись,— вспоминает Куприн,— то ласково поглядел на меня и сказал:
Куприн
— Ну, конечно... Я знал, кому нужно поручить эту работу» (см. выше, «Отрывки воспоминаний», с. 64).
Как явствует из переписки, М. Горький высказал автору частные критические замечания но рукописи очерка. Вернувшись в Гатчину, Куприн внес в рукопись некоторые исправления. 28 ноября 1918 года он написал М. Горькому: «Сердечно благодарю Вас за добрый отзыв о моем (позвольте сказать — о нашем?) Дюма. Слова Ваши потому были особенно мне милы, что Вы сами писали с такой чудесной теплотою о тех радостях, которыми Дюма подарил Вас в детстве. За указания Ваши я очень признателен. Я сделал все, что нужно, в рукописи» («Литературная газета», 1970, 9 сентября, № 37, с. 8). Вследствие разных причин издание романов и пьес А. Дюма-отца тогда не состоялось. Рукопись Куприна (объемом в четыре печатных листа) затерялась. Единственное, что сохранилось,— это фрагменты из рукописи, под которыми стоит авторская дата: 22 ноября 1918 года. Они впервые опубликованы к столетию А. Куприна (см.; П. Ширмаков, Новые страницы рукописей.—«Звезда», 1570, сентябрь, № 9, с. 186—188). См. «Из ранних редакций».

Из примечаний Ф. Кулешова

Комментариев нет:

Отправить комментарий