воскресенье, 22 апреля 2012 г.

Антипасха

..Светлая седмица заканчивается Фоминым воскресением, являющимся как бы заменой (повторением) самого Пасхального дня, отчего оно и названо еще Антипасхой (в переводе с греческого - «вместо Пасхи»).
Богослужение этого дня посвящено, главным образом, воспоминанию явлений Христа по Воскресении Апостолам, в том числе и Фоме. Вся служба побуждает верующих пробудиться от сна греховного, обратиться к Солнцу Правды - Христу, укрепить в себе веру и вместе с ап. Фомой искренно, радостно воскликнуть: «Господь мой и Бог мой».
 
Св. Иоанн Златоуст. О предпочтении благ небесных благам земным
Авраам, будучи вызываем Богом из земли в землю, показал такое послушание, что никакие препятствия не могли остановить его, но бежал и спешил, как бодрый юноша, исполнить повеление Божие; мы, напротив, призываемые не из земли в землю, но с земли на небо, не покажем и такого же, как праведник, усердия в послушании, но будем представлять пустые и ничтожные причины, и не увлекут нас ни величие обетовании, ни маловажность видимого как земного и временного, ни достоинство Призывающего — напротив, обнаружим такую невнимательность, что временное предпочтем всегда пребывающему: землю — небу, и никогда не могущее кончиться поставим ниже того, что улетает, прежде чем появится. Доколе, скажи мне, будем мы показывать такую жадность к собиранию денег? Что за умоисступление — каждый день увлекаться этою мучительною страстью и никогда не чувствовать сытости, но быть едва ли не хуже и пьяных? Ибо как эти, чем больше пьют вина, тем более распаляют в себе жажду и тем сильнейший разжигают огонь, так и предавшиеся сильной страсти к деньгам никогда не успокаиваются, но чем более получают, тем более в них поднимается пламень страсти и разгорается печь. Разве мы не видим, что было с жившими прежде нас, как они, завладев, так сказать, всею вселенною, восхищены были отсюда нагие и без всего, с тем только, чтобы там подвергнуться отчету и наказанию за все? Имение нередко разделяют между собою многие, а грехи, сделанные им из-за этого имения, уносит с собою он один, подвергается за оные мучительному наказанию и ни в чем не находит утешения. Для чего же, скажи мне, так нерадим о своем спасении и о своей душе думаем, как о чужой? Не слышишь ли, как говорит Христос: какой выкуп даст человек за душу свою? И еще: какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей навредит? (Мф. 16, 26). Что можешь сравнить с душою? Назови всю вселенную, и тогда ничего не скажешь. Ибо какая польза, как сказал Христос, приобрести весь мир и повредить душе своей, которой ближе к нам нет ничего? И ее-то, столь драгоценную, ее-то, о которой нам надлежало бы столько заботиться, мы оставим в таком небрежении, чтобы она мучилась каждый день, то осаждаемая сребролюбием, то терзаемая невоздержанием, то унижаемая гневом, и различно каждою страстию возмущаемая,— и не приложим о ней, хотя и поздно, никакого попечения? Кто же наконец удостоит нас прощения или избавит от угрожающего нам наказания? Посему, прошу, доколь еще есть у нас время, омоем скверну ее обильною милостынею и угасим ею же пламя грехов наших. Ибо сказано: вода угасит пламя огня, и милостыня очистит грехи (Сир. 3, 30). И действительно, ничто другое так не может избавить нас от огня геенского, как щедрая милостыня. Если мы будем подавать ее по предписанной заповеди, то есть не из тщеславия, но по любви к Богу, то в состоянии будем и омыть скверну от грехов наших и сподобиться Божия человеколюбия.
Св. Иоанн Златоуст. Из 81-й беседы на Книгу Бытия

Комментариев нет:

Отправить комментарий