воскресенье, 1 января 2012 г.

Св. Иоанн Златоуст. Настоящее время — время борьбы и приобретения венцов

Воскресенский Новодевичий монастырь
Как безрассудно не считать настоящего времени временем войны, когда Павел взывает: все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы (2 Тим. 3, 12), и когда Сам Христос говорит: в мире будете иметь скорбь (Ин. 16, 33); и когда тот же блаженный Павел громогласно взывает: наша брань не против крови и плоти, и еще: станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности (Еф. 6, 12, 14). Все время нашей жизни есть время борьбы. Как и каким образом? Диавол нападает всегда. Послушай, что о нем сказано: как лев ходит рыкающий, ища, кого поглотить (1 Пет. 5, 8). На нас устремляется бесчисленное множество плотских страстей, которых нам необходимо избегать, дабы напрасно не обольщаться ими. Скажи мне: что не ведет войны с нами? Богатство, красота, удовольствие, сила, власть, зависть, слава, высокомерие. Против нас воюет не только наша собственная слава, препятствующая нам нисходить до смиренномудрия, но и слава других, возбуждая в нас зависть и ненависть. Не ведут ли с нами борьбы противоположные сему бедность, незнатность, бесславие, уничижение, совершенное бессилие? Но сие в нас; а со стороны других людей: злоба, коварство, козни, клеветы, бесчисленные обманы. То же и со стороны демонов: начальства, власти, миродержители тьмы века сего, духи злобы. Иными бываем в радости, иными—в печали; то и другое может отклонять от прямого пути, равно как и здоровье и болезнь. Что может не быть поводом ко греху? Если хотите, я, начав от Адама, расскажу вам с начала. Что погубило первозданного? Удовольствие, и снеди, и страсть любоначалия. Что — следующего за ним сына его? Зависть и ненависть. Что — современников Ноя? Плотские удовольствия и происходящие от них пороки. Что — сына его? Наглость и дерзость. Что — содомлян? Наглость, распутство и пресыщение (Иез. 16, 49), а часто и бедность производят это. Посему один мудрец сказал: богатства и нищеты не давай мне (Притч. 30, 8); или, лучше, не богатство и не бедность причиною погибели, а наша воля, которая не умеет пользоваться ни тем, ни другим. Знай, говорит мудрый, что ты посреди сетей идешь (Сир. 9, 18). Пред тобой нет палача, терзающего ребра твои и принуждающего принести жертву, но стоит пред тобой сильное желание богатства и лихоимство, застилающее нам глаза. Никакой воин не возжег для нас костра и не положил нас на раскаленную решетку; но разжжение плотское сильнее тех воспаляет душу. Не предстоит царь, обещая бесчисленные блага и угрожая муками, но предстоит неистовая страсть к славе, которая сильнее прельщает нас. Подлинно нам предстоит великая и очень великая борьба, если мы захотим бодрствовать! И настоящее время имеет венцы. Послушай, что говорит Павел: а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим, явление Его (2 Тим. 4, 8). Если ты лишился сына любимого, единородного, воспитанного в великом богатстве, подававшего о себе благие надежды, и единственного твоего наследника, то не сокрушайся, но благодари Бога и прославляй Приявшего его, и в сем отношении ты будешь ничем не ниже Авраама. Ибо как тот отдал сына Богу, когда Он повелел, так и ты не сокрушайся, когда Он взял. Ты впал в тяжкую болезнь, и многие приходят к тебе и убеждают унять боль — одни заговорами, другие привязками, третьи иным чем-либо; но ты ради страха Божия перенес болезнь мужественно и непоколебимо и решился лучше претерпеть все, нежели позволить сделать что-нибудь подобное. Это доставляет тебе мученический венец, и не сомневайся в этом! Как это и каким образом? Я скажу тебе. Как мученик мужественно переносит боль, причиняемую пытками, дабы не поклониться идолу, так и ты переносишь страдания, причиняемые болезнию, чтобы только не нуждаться ни в чем таком, что диавол предлагает, и не исполнять его повелений. Но первые страдания сильнее? Зато последние продолжительнее, следовательно, равносильны. А часто даже последние бывают сильнее. Ибо, скажи мне, когда внутренний жар мучит и палит, и ты, несмотря на убеждения других, отверг нашептывания, то не мученический ли венец возложил на себя? Еще, положим, лишился кто-нибудь денег. Многие советуют идти к гадателям; но если ты по страху Божию, потому что это запрещено, решился лучше не получить денег, нежели преступить заповедь Божию, то равную имеешь награду с тем, кто роздал оные бедным. Если, лишившись, ты будешь благодарить Бога и, имея возможность идти к гадателям, решишься лучше не получить денег, нежели получить таким образом, то равную будешь иметь прибыль с тем, кто расточил оные для Бога. Ибо как этот по страху Божию роздал их нуждающимся, так и ты, по страху же Божию, не получил их обратно от похитивших. В нашей власти и обижать себя самих, и не обижать, а другой никто не властен. Вор проломал стену, вломился в сокровищницу, унес многоценные золотые вещи и дорогие камни, словом, все сокровище похитил и не был пойман. Случай неприятный, на первый взгляд, наносящий вред, но на самом деле — нет, и от тебя зависит, обратить это или во вред, или в прибыль. Но каким образом, скажешь, это может быть прибылью? Постараюсь показать, каким образом. Если ты хочешь, будет великою прибылью, а если не хочешь, будет вредом, тягчайшим прежнего. Ибо как между художниками опытный в искусстве данное вещество употребляет как должно, а неопытный только портит и делает себе убыток, так бывает и в подобного рода обстоятельствах. Итак, каким образом будет прибылью? Если ты будешь благодарить Бога, если не будешь горько плакать, если будешь говорить словами Иова: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял. Вор взял; и как же, говоришь, ты можешь сказать: Господь взял? Не удивляйся. Ибо и Иов о том, что отъял диавол, говорил: Господь взял. Если же он дерзнул так сказать, то как же не сказать тебе, что Господь взял то, что взял вор? Скажи мне, кому ты более удивляешься? Тому ли, кто истощил свое имение на бедных, или Иову — за сии слова? Ужели он, не подавая тогда милостыни, заслуживает менее в сравнении с тем, кто подавал? Не говори: я не заслуживаю милости, это случилось не по моей воле — вор взял, когда я и не знал и не хотел того; какая будет мне награда? И у Иова взял, когда он не знал и не хотел. Тем не менее он совершил подвиг. И тебе можно получить такую же награду, какую получил бы ты, раздав свое имущество добровольно. Мы по справедливости более удивляемся тому, кто переносит обиды с благодарением, нежели тому, кто добровольно раздает имение. Почему? Потому что сей находит утешение в похвалах и совести и имеет благие надежды, и когда уже наперед мужественно решился на то, чтобы лишиться денег, тогда жертвует ими. А тот, будучи еще привязан к деньгам, насильно лишен был оных. Ибо не все равно, наперед решившись оставить деньги, потом расточить оные и лишиться оных, еще владея ими. Если ты будешь говорить те же слова, как и Иов, то получишь блага, гораздо большие и важнейшие, нежели он. Ибо он получил вдвое здесь, а тебе Христос обещал воздать сторицею. Если ты, по страху Божию, не богохульствовал, не прибегал к гадателям, воздавал благодарение Богу, претерпевая обиды, то ты уподобился тому, кто презирает свое стяжание, ибо и сего не было бы с тобою, когда бы ты наперед не презрел оного. Притом не одно и то же — презирать деньги по долговременном размышлении и перенести убыток, внезапно случившийся. Таким образом потеря обращается в прибыль, и диавол не только не повредит тебе, но еще послужит к пользе.

Но когда от сего происходит тяжкий вред? Тогда, когда ты причиняешь вред своей душе. Ибо, скажи мне, вор лишил тебя денег, но для чего ты сам себя лишаешь спасения? Для чего, жалуясь на обиды, которые терпишь от других, сам себя ввергаешь в большие напасти? Вор, может быть, поверг тебя в бедность — а ты, как злодей, вредишь себе в деле, особенно важном для тебя. Он лишил тебя внешних благ, которые впоследствии и против твоей воли оставили бы тебя,— а ты отнимаешь у себя вечное богатство. Опечалил ли тебя диавол, отнявши деньги? Опечаль и ты его, воздав Богу благодарение, и не дай ему порадоваться. Если ты ходил к гадателям, то возвеселил его; если возблагодарил Бога, то нанес ему смертельный удар. И смотри, что происходит: несмотря на то, что ты сходил к гадателям, ты не найдешь денег, ибо не их дело знать, где твои деньги, а если бы случайно и сказали, где, то ты и свою душу погубишь, и подвергнешься осмеянию своих братии, и снова их погубишь. Ибо демон, зная, что ты неравнодушно переносишь потерю, но из-за них отрицаешься и Бога, возвращает тебе оные опять для того, чтобы опять иметь повод обольстить тебя. Но не удивляйся, если бы и сказали тебе гадатели. Демон бестелесен, он всюду обходит, сам он вооружает грабителей, ибо такие дела происходят не без демона. Следовательно, если он вооружает их, то знает, где полагают деньги,— ему нельзя не знать своих слуг. Это и неудивительно. Если увидит, что ты скорбишь о потере, то причиняет тебе и другую. Если же увидит, что ты посмеваешься и презираешь, то отступает с этого пути. Ибо как мы стараемся врагам своим сделать то, что причиняет печаль, и если увидим, что они не опечаливаются, то, не имея возможности уязвить их, отступаем от них; так и диавол. У тебя случилась покража? Подавай милостыню. Тебя ограбили разбойники? Отдай остальное Христу. Таким образом утешишься и в прежней потере. Сделайте опыт, если не верите, и увидите славу Божию. Когда постигнет тебя что-либо прискорбное, подай тотчас милостыню, возблагодари Бога за то, что случилось,— и ты увидишь, какая радость наполнит душу. Ибо польза духовная, хотя бы и малая, такова, что может покрыть всякий ущерб вещественный. Пока ты имеешь что подать Христу, ты богат. Скажи мне, если бы к тебе ограбленному подошел царь и протянул руку, желая что-нибудь принять от тебя,— ужели ты не почел бы себя богаче всех, когда и при такой бедности царь не стыдится тебя? Дабы не быть ограблену, победи только самого себя — и победишь козни диавола и получишь великую прибыль. Презрим богатство, чтобы не презреть души. А как можно презреть его? Разве вы не знаете, что бывает с прекрасными телами и с теми, которые пленяются ими? Пока они находятся пред глазами, то воспламеняется огонь и возгорается яркий пламень; но коль скоро кто удалит их от глаз, тогда все погаснет и успокоится. То же бывает и с богатством. Пусть никто не приобретает ни золота, ни дорогих камней, ни ожерелий. Находясь пред глазами, они обольщают взор. А если хочешь быть богатым, то подобно древним не золото, а необходимые вещи приобретай, чтобы от готового уделять и другим. Не будь пристрастен к украшениям. Такое богатство привлекает глаза разбойников и нам причиняет заботы. Не приобретай золотых и серебряных вещей, но пусть будут у тебя житницы, наполненные хлебом, вином и елеем — не для того, чтобы через продажу получить серебро, но для того, чтобы раздавать нуждающимся. Если мы будем удаляться от этих излишеств, то приобретем небесные блага.

Св. Иоанн Златоуст. Из 3-й беседы на Первое послание к Фессалоникийцам.

Комментариев нет:

Отправить комментарий