воскресенье, 26 июня 2011 г.

Иван Сусанин

Имя Ивана Сусанина благодаря идеологической пропаганде советского времени сделалось стойким штампом. И каждый русский, а как выяснилось недавно, даже и не русский человек, безоговорочно верит: "кто-то кого-то куда-то завёл и все померли в болотах".

На самом деле помер один Сусанин, а все остальные остались живы. Эти события относятся ко времени воцарения Михаила Феодоровича Романова и непосредственно связаны с ним.3764841_Romanov_mihail (250x317, 20Kb)

"...Cовершилось воцарение Михаила Феодоровича в Костромском Ипатьевском монастыре в 14-й день марта 1613 года...

Слова Феодорита с товарищами, что Михаилу нечего было бояться участи своих предшественников, потому что люди Московского государства "наказались" и пришли в соединение, — эти слова были вполне справедливы. Страшным опытом люди Московского государства научились, что значит "рознь и шатость", развязывающие руки измене. Земские люди имели столько нравственной силы, что могли воспользоваться наказанием, встали, соединились, очистили государство и отныне могут уже поддерживать нового государя. Казны нет, и взять неоткуда, ибо государство разорено, земля наполнена воровскими казаками, не знающими меры своему буйству; Заруцкий грозит с юго-востока, шведы и поляки с запада; новый государь — неопытный, мягкосердечный юноша, около которого нет людей, сильных умом и доброю волею, и несмотря на это, Михаил удержался на престоле: при первой опасности, при каждом важном случае подле царя видим Собор Земский, одушевленный тою же ревностию, с какою "последние люди" шли на очищение государства. До какой степени в лучших людях 1613 года крепко было убеждение, что должно пожертвовать всем для поддержания, охранения нового царя, восстановлявшего государственный порядок, до какой степени лучшие люди наказались в этом отношении, доказал всего лучше подвиг Сусанина. Когда Михаил, выехавши из Москвы после сдачи Кремля, жил в отчине своей близ Костромы, отряд поляков (как говорит грамота, но по всей вероятности, воровских казаков, ибо поляков уже не было тогда в этих местах), узнав об избрании нового царя, отыскивал место его пребывания с, целью умертвить нежеланного им восстановителя государственного порядка. Враги схватили крестьянина Ивана Сусанина из Костромского уезда села Домнина, принадлежавшего Романовым, и начали пытать его страшными пытками, вымучивая показание, где скрывался Михаил. Сусанин знал, но не сказал и был замучен до смерти...

...Тело Сусанина погребено в Костромском Ипатьевском монастыре, но место могилы, к сожалению, забыто. Зятю Сусанина, Богдану Савинину, и всему его потомству дарована вечная свобода от всех податей, работ, рекрутства и половина земли, принадлежащей деревне Деревнищи; а так как село Домнино с деревнями, в том числе и показанная земля, по кончине инокини Марфы Ивановны отказаны были Новоспасскому монастырю, то потомкам Сусанина дана взамен пустошь Коробово, на левом берегу Волги, отстоящая от Костромы в 35 верстах. Они основали на сей земле деревню Коробово и доныне, пользуясь дарованными им правами, называются "белопашцами". Они сохраняют грамоты царя Михаила Феодоровича, подтвержденные в 1692 году царями Иоанном и Петром Алексеевичами, а в 1767 году императрицею Екатериною II".

Фрагмент из книги графа М.В. Толстого "Рассказы из истории русской церкви". Книга пятая. Глава I. Издание Спаса-Преображенского Валаамского монастыря, 1991.

Почему же наш современник свято верит, что Сусанин завёл кого-то в болото?

Виноват во всём композитор Михаил Иванович Глинка. Он написал оперу «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») В опере рассказывается о событиях 1612 года, связанных с походом польской шляхты на Москву.

Автор либретто — барон Егор Розен. В советский период по идеологическим соображениям Сергеем Городецким была сделана новая редакция либретто, хотя в записях использовался смешанный текст Е.Ф. Розена и С.М. Городецкого.

Опера была слишком известная, из культурного наследия Царской России, и отказываться от такого произведения искусства было бы глупо даже при социализме. Но советская цензура не дозволяла умирать за царя, можно было только - за Родину вообще. И цензурные указания слишком сильно укоренились в головах советских граждан и их потомков, а также граждан бывших соц. стран.

Вот такая печальная история о нарицательном теперь имени Ивана Сусанина...

Комментариев нет:

Отправить комментарий