воскресенье, 30 октября 2011 г.

Преподобный Амвросий Оптинский

Память преподобного Амвросия Оптинского празднуется 23 октября по новому стилю. Но я вспомнила об этом дне только сейчас. Итак.

Преподобный Амвросий Оптинский (в миру Александр) родился 23 ноября 1812 года в селе Большая Липовица Тамбовской губернии в многодетной семье пономаря Михаила Федоровича (отец которого был священником и благочинным) и Марфы Николаевны Гренковых. В 12 лет Александра определили в Амвросий ОптинскийТамбовское духовное училище, после которого он поступил в Тамбовскую духовную семинарию. Тяжело заболев в последнем классе семинарии, Александр дал Богу обет в случае выздоровления пойти в монастырь, но, поправившись, несколько лет откладывал исполнение обета. Успешно окончив семинарию, Александр Михайлович был сначала домашним учителем, а затем преподавателем Липецкого духовного училища. Наконец в 1839 году Александр поступил во Введенскую Оптину пустынь Калужской губернии к преподобному старцу иеросхимонаху Льву (память 11 октября). Александр Гренков был определен в скит монастыря, где нес послушание помощника повара. [...]

Через три года, когда ему исполнилось тридцать лет, Александр был пострижен в монашество с именем в честь святителя Медиоланского Амвросия (память 7 декабря) и рукоположен в иеродиакона, а через два года — в иеромонаха. Тяжело заболев, отец Амвросий был пострижен в схиму, после чего стал выздоравливать, но полностью поправиться уже никогда не мог. Он не скорбел о своих болезнях, считал их необходимым средством воспитания души и говорил в утешение недужным: «Бог не требует от больного подвигов телесных, а только терпения со смирением и благодарения».

Иеромонах Амвросий стал помогать своему духовному отцу, преподобному старцу иеросхимонаху Макарию, в его трудах как духовник, принимал посетителей, участвовал в переводах и издании творений святых отцов и книг духовного содержания. После кончины преподобного Макария (†7 сентября 1860) преподобный Амвросий становится духовным наставником братии. За наставлением к нему шли тысячи верующих и неверующих людей со всей России. К нему приезжали за советом и для беседы великий князь Константин Константинович Романов, Ф. М. Достоевский, В. С. Соловьев, К. Н. Леонтьев (монах Климент), А. К. Толстой, Л. Н. Толстой, М. П. Погодин и многие другие. Преподобный Амвросий никогда не позволял себе пустого слова и говорил лишь с целью исправления и назидания. На насущный вопрос: «Как жить?» — он давал шутливые ответы: «Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно, тогда дело наше будет верно, а иначе будет скверно». Или: «Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение». Или: «Жить можно и в миру, только не на юру, а жить тихо». «Мы должны, — говорил старец, — жить на земле так, как колесо вертится: чуть только одной точкой касается земли, а остальными непременно стремится вверх; а мы как заляжем на землю, так и встать не можем». Преподобный Амвросий имел дар прозорливости, он исцелял больных, помогал нуждавшимся и бедным. Для оказания помощи старец являлся людям на расстоянии, наяву или во сне. Преподобным Амвросием была устроена Казанская Шамординская женская обитель, куда он посылал жить или нуждавшихся больных, или бедных благочестивых женщин, девушек и сирот. Преподобный Амвросий был великим молитвенником за всю Россию. Во время молитвы его лицо видели преображенным.

Скончался преподобный Амвросий 10 октября 1891 года в Шамординской обители и был похоронен в Оптиной пустыни рядом с могилой преподобного старца Макария. [...] В 1988 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви преподобный Амвросий был причислен к лику святых угодников Божиих. Обретенные его честные мощи почивают во Введенском соборе Оптиной пустыни. Память празднуется 10 октября, а также 27 июня (обретение мощей) и 11 октября — в Соборе Оптинских старцев.

Источник: Минея октябрь. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002.

Из собрания писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам

Собрание писем старца опубликовано на нашем сайте "Литература и Жизнь".

вторник, 25 октября 2011 г.

Владыко Гедеон

Владыко Гедеон возглавлял Новосибирскую Епархию с 1972 по 1990 год. возглавлял Новосибирскую Епархию с 1972 по 1990 год. Я никогда не видела его, но когда приехала в Новосибирск в 1991 году, слышала много рассказов о нём. Его помнили и любили. И вот сейчас, спустя двадцать лет я решила написать то, что помню из этих рассказов. Долго я собиралась, ничего не скажешь!

Но лучше поздно, чем никогда.

"...Владыко Гедеон был назначен в Новосибирск во время правления Брежнева, это был классический период застоя советского времени. И вот в то время - во время хотя и не активного, но всё же давления на церковь, епископ Гедеон добивается разрешения коммунистических властей на реконструкцию и капитальный ремонт старого обветшалого храма. Напоминаю, что в то время без разрешения партийной власти церковь ремонтировать было невозможно. По разумению партийного руководства разрешение на капитальный ремонт имело двоякий смысл. С одной стороны, ремонтировать церковь - это плохо, но с другой стороны, партийцы ожидали, что на время капитального ремонта церковь должна будет закрыться, а идеологически это было хорошо, поскольку, пока службы идти не будут, часть народа опять-таки отвыкнет ходить в храм и когда она, наконец, снова откроется - прихожан станет уже меньше.

В общем, с большим трудом, но разрешение на ремонт митрополит Гедеон получил. Основное условие которое поставили ему - не делать храм выше и просторнее. А далее происходила вещь и вовсе удивительная..."
Полный текст небольшого очерка можно прочитать на нашем сайте "Литература и Жизнь".
______________________________________________

Вознесенский кафедральный собор. Новосибирск

Вознесенский кафедральный собор. Новосибирск. Тот самый храм.
(фото из Википедии, к сожалению. Но своего у меня нет)

воскресенье, 23 октября 2011 г.

Воспоминания князя С.М. Волконского

Волконский Сергей Михайлович, князь (1860—1937), театральный деятель, русский писатель, художественный критик, мемуарист.Волконский Сергей Михайлович
Князь Сергей Михайлович Волконский происходил из древнего рода князей Волконских, берущего начало от святого князя Михаила Черниговского, праправнука Святослава Ярославича Великого, убитого в Золотой Орде в 1246 году.

В 1899—1901 директор российских Императорских театров, привлёк к работе в театре художников — членов объединения «Мир искусства». Основал в Санкт-Петербурге Курсы ритмической гимнастики. Поддерживал творчество М. М. Фокина, В. Ф. Нижинского, А. Дункан. Книги и статьи по вопросам балета.

Имея возможность по праву рождения, воспитания, традиций занять любой высокий пост в официальной среде тогдашней России, но не имея склонности к какой-либо карьере, выбрал себе иное предназначение. Все его посты — уездный предводитель дворянства и директор Императорских театров.

Единственная награда — орден Льва и Солнца второй степени, высочайше пожалованный по случаю визита персидского Шаха. Тем многообразнее его деятельность вне официальных сфер.

Посвятил себя работе в области культуры в самом широком смысле этого слова. Лектор, педагог, беллетрист, критик, режиссёр, автор мемуаров, статей, книг, посвященных философии, религии, истории, вопросам актёрской техники. Единственный представитель России на Конгрессе Религий в Чикаго. Первый русский, совершивший грандиозное лекционное турне (история и литература России) по Соединенным Штатам. Самый известный пропагандист и популяризатор метода Жак-Далькроза в России, основатель Курсов ритмической гимнастики в Петербурге, издатель и редактор первого журнала ритмики. В эмиграции — постоянный сотрудник газеты «Последние Новости», театральный критик, член многочисленных обществ, профессор Русской Консерватории в Париже, впоследствии — её директор, педагог многих школ балета и танца.

Князь С.М. Волконский. Мои воспоминания: Часть первая "Лавры", Часть вторая. "Странствия", Часть третья. "Родина".
Воспоминания опубликованы в библиотеке сайта "Литература и Жизнь".

На днях мы были в Петергофе

Меня, человека, родившегося и выросшего в Сибири, такая осень приводит в восхищение. Полноценное время года - осень, а вовсе не двухнедельная прослойка между летом и зимой.



Очень характерная картина: фонтан почти выключен, на с него ещё под малым напором стекает вода;
Скульптуры готовят к зиме и слева от статуи видна часть ящика в которую её заколотят;
На переднем плане - отдыхающая бродячая собака, коих очень много развелось благодаря стараниям Матвиенко.



Главный фонтан Петродворца ещё частично работает. Но Самсон, раздирающий пасть льва, уже отдыхает.



Здание оранжереи. Летом так не сфотографируешь - всё в зелени.

пятница, 14 октября 2011 г.

Поздравляю всех с праздником Покрова Пресвятой Богородицы

Тропарь праздника:

Днесь, благовернии людие, светло празднуем,/ осеняеми Твоим, Богомати, пришествием,/ и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем:/ покрый нас честным Твоим Покровом/ и избави нас от всякаго зла,/ молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего,// спасти души наша.

Церковь Покрова, Гатчина

Фото: Собор Покрова Пресвятой Богородицы в Гатчине. Альбом с фотографиями Собора

среда, 12 октября 2011 г.

Некоторые мысли о труде духовного писателя

"...Задача духовного писателя, конечно, очень трудна; с одной стороны, он должен быть тверд в своем деле, крепок в своих убеждениях, неколебимо неуступчив во всем, что касается оснований веры. Малодушная уступчивость отнимет у него все значение и превратит его слово в жалкую болтовню; или он откажись вовсе от своих оснований и ищи себе других, или стой твердо и незыблемо. Так с одной стороны; но с другой не менее требуется, чтоб он мог отличать существенное от случайного, чтоб ум его был образован и гибок, чтобы мысль его не была чужда складу понятий и интересам его времени и его страны. Призванный действовать на окружающую среду, он должен знать ее характер, понимать ее явления и интересы, уметь входить в них и отдавать себе ясный и беспристрастный отчет в каждой из господствующих точек зрения. В противном случае слово его будет звучать без всякого действия или же будет производить действие вовсе не желаемое, противное ожиданиям, действие, которое будет вносить только смуту в умы и приводить в беспорядок понятия..."
Источник: М.Н. Катков. Одного поля ягоды

понедельник, 10 октября 2011 г.

Розанов о красивых словах и равнодушии


"...Отчего Герцен, так ценивший Белинского, вероятно имевший авторитет для Краевского, наконец, друг Бакунина и, как он, отрицавший собственность, конечно в том числе и свою, не помог материально Белинскому, не "разделил с ним чаши", просто не дал ему в своем дому сухой комнаты, когда тот "глотал алебастровую пыль" и задыхался от кашля в сырой и холодной, вредной квартиренке? Он красиво рассказывал, что "Белинский спорил опять до крови" (у него, как чахоточного, при горячих спорах кидалась кровь горлом): но ни разу себе не сказал: "Не буду жив, пока не помогу". Но даже известий не дошло, чтобы он настаивал перед Краевским, его просил, его уличил. Чего же стоят его окрики на Бенкендорфа, когда он морально трусил приятеля Краевского? И чего стоят его протесты против "буржуа", когда он приберег свои полмиллиона и не спас друга, идейного друга, великую ценность для всей России, от болезни, ужаса и отчаяния? Но я не сужу Герцена, потому что пришлось бы судить раньше его - себя..."
Вопрос хороший, а главное необычный. Но прежде чем судить Герцена, стоит всё-таки посмотреть на самого, себя. Нет, не на Розанова, а именно на себя.
Полный текст статьи В.В. Розанова "Недоумения и недоумения..."

воскресенье, 9 октября 2011 г.

Странный памятник архитектуры федерального значения

Наконец-то я дополнила новыми фотографиями (месячной давности) альбом "Церковь в имя св. преподобного Серафима Саровского возле Петродворца (пос. Просвещение), бывшее подворье Серафимо-Дивеевского монастыря".

Церковь в имя св. преподобного Серафима Саровского

Здание было построено до революции в стиле нарышкинского барокко. После революции перестроено советскими строителями в нечто кубическое и приспособлено под овощной склад. В 1993 году это издевательство вернули церкви. Удастся ли восстановить его первоначальный вид - неизвестно, но на стене висит табличка: "Памятник архитектуры федерального значения. Охраняется государством"

Издевательская надпись, не правда ли?

Посмотреть, что это за памятник архитектуры можно на нашем сайте в альбоме "Церковь в имя св. преподобного Серафима Саровского возле Петродворца (пос. Просвещение), бывшее подворье Серафимо-Дивеевского монастыря"

суббота, 8 октября 2011 г.

Прибалтийский интерес Лескова

Лесков Николай Семёнович (псевд. Лесков-Стебницкий; М. Стебницкий) (1831 - 1895) русский писатель, публицист написал не только "Левшу" и "Очарованного странника". Его перу принадлежит ряд статей о территории России, которая теперь является частью Прибалтики. Лесков Николай Семёнович

Остзейский край (от немецкого названия Балтийского моря — Ostsee) — в Российской империи общее обозначение Курляндской, Лифляндской и Эстляндской губерний (современная территория Эстонии и большая часть Латвии), или Прибалтийского края. С 1801 по 1876 г. — генерал-губернаторство с центром в г. Риге.

Предлагаем вашему вниманию статью Н.С. Лескова "Благословенный брак. Характерный пропуск в исторической литературе раскола" опубликованную в библиотеке сайта "Литература и Жизнь".