пятница, 27 апреля 2012 г.

Демография. Статистика - относительная правда

Меня всегда удивлял этот график - Численность населения России - знакомый нам с древних советских времён. Я, конечно же, имею в виду первую его часть (советскую), где резкий взлёт.
Численность населения России
График 1. Численность населения России (Вы его найдёте на любом сайте, посвящённом демографии или статистике)
Меня этот график всегда ставил в тупик. Я, как и все люди, ходила в школу, проучилась 10 лет в одном классе и прекрасно знала, своих одноклассников, прекрасно знала, сколько у кого братьев и сестёр в семьях, да и есть ли эти братья и сестры вообще. Соотношение распределялось примерно так: половина семей имела по два ребёнка, половина - по одному. Только у одного мальчика в моём классе было трое детей в семье. На него всегда смотрели с сочувствием: "Ну, конечно, им тяжело: у них трое детей в семье!"
Знакомые вне школы: те с которыми я ходила в спортивные секции, клубы, те, с которыми проводила летние каникулы, эту же статистику подтверждала: у половины не было ни братьев, ни сестёр, у другой половины был кто-то один. Другая семья с тремя детьми мне попалась в моей советской юности ещё только раз и то, там такое событие произошло в результате курьёза: мама решила родить второго ребёнка, но у неё родилась двойня.
Напоминаю, что я закончила школу при развитом социализме, т.е. при Брежневе. И перед моими глазами была самая что ни на есть настоящая советская жизнь, доперестроечная.
Потом, приехав в Ленинград, я убедилась, что там среди семей больший процент тех, у кого 2 ребёнка в семье. По опросам моих сверстников складывалось примерно такое соотношение: 2/3 семей с двумя детьми, 1/3 - с одним ребёнком. Это не удивительно: в советское время уровень жизни в Ленинграде был гораздо выше, чем в том же Новосибирске. Во всяком случае лимита на продукты не было - ешь сколько хочешь, колбасный социалистический рай!
Однако три ребёнка - и для Ленинграда была редкость.
И я всё время ломала голову: где же те многодетные семьи по 5-10 детей, которые перекрывают недостаточную рождаемость Ленинграда, Новосибирска, Омска, Томска, Новгорода, Красноярска и других городов, а также их областей.
Своими глазами я видела, что в сельской местности состояние нисколько не лучше, а даже хуже. Мои родители, загоревшись желанием приобрести дачу, купили старый деревенский дом в селе Мотково, Мошковского района, Новосибирской области. Я тогда училась в шестом классе. И с тех пор все свои летние каникулы я проводила в этой деревне в лютой тоске, потому что в нашем районе деревни, на протяжении нескольких десятков деревенских дворов не было ни одного ребёнка и мне попросту не с кем было играть. По соседству с нами жила семья у которой был один (!) ребёнок - слабовидящая девочка. Но она ни с кем ни общалась и даже из дома почти не выходила. В доме напротив нас был ребёнок двухлетнего возраста, и лишь домах в десяти от нас жила девочка-первоклассница. Только с ней мне и приходилось общаться, потому что других детей по близости просто не было. Это не значит, что детей в Мотково не было вообще. Мотково - большая деревня, площадью несколько километров и в других концах деревни дети непременно были... "Редкие, как острова в архипелаге..."
Потом, став молодым советским специалистом и получив советское распределение в советскую деревню, я работала даже в нескольких посёлках Новосибирской области, но демографическая картина в них мало отличалась от уже знакомой мне. Дети "редкие, как острова в архипелаге..."
Ну и где ж те семьи, которые делают такую блестящую советскую статистику?
Вопрос оставался без ответа. Своими глазами, в школе, во дворе, среди родственников и знакомых и даже незнакомых, в Новосибирске, в Краснодаре, в Красноярске, Томске, Свердловске, в городе или деревне я видела только то, что опровергало этот график.
Чтобы понять, что это всё означает, нужно посмотреть другой демографических график:
Естественный рост населения России с 1950

График 2. Естественный рост населения России с 1950 (Этот график также находится везде в свободном доступе)
А вот то, что начерчено здесь, полностью подтверждает то, что все мы видели своими глазками в 1960-1970-1980-е годы. Падает рождаемость, падает! Рассматриваем период советского времени: Естественный прирост за период развитого социализма упал с 18 (1956 - Хрущевская оттепель), до 5 (1980 г - при Леониде Ильиче). И именно тогда, в 1966 году произошёл первый "русский крест", о котором официально заявил Международный Красный Крест
Эта информация уже не особо доступна. В советские времена о том, что там заявил Международный Красный Крест вообще тщательно скрывалось, а сейчас... забылось что ли. Или может быть, не политкорректно, так как сейчас принято считать, что при социализме у нас всё было о'кей, а такой факт портит эту жизнерадостную сказку. я видела  статью о "Русском кресте" в 1966 году, но не догадалась сохранить текст или ссылку, а теперь не могу её найти второй раз - возможно, её просто удалили.
Итак, на графике № 2 как раз и отражена та картина, которую мы своими глазами видели в своём социалистическом детстве.
Но как же второй график уживается с ура-показательным первым?
Одна из официальных гипотез:
миграционный прирост полностью компенсировал численные потери населения и превысил их на... % (каждый год процент разный)
_____________________________________
P.S. В 1992 году мне довелось в Колывани, Новосибирской области, встретить женщину с семью детьми. Она была хакасска (в паспорте было написано - русская).

воскресенье, 22 апреля 2012 г.

Антипасха

..Светлая седмица заканчивается Фоминым воскресением, являющимся как бы заменой (повторением) самого Пасхального дня, отчего оно и названо еще Антипасхой (в переводе с греческого - «вместо Пасхи»).
Богослужение этого дня посвящено, главным образом, воспоминанию явлений Христа по Воскресении Апостолам, в том числе и Фоме. Вся служба побуждает верующих пробудиться от сна греховного, обратиться к Солнцу Правды - Христу, укрепить в себе веру и вместе с ап. Фомой искренно, радостно воскликнуть: «Господь мой и Бог мой».
 
Св. Иоанн Златоуст. О предпочтении благ небесных благам земным
Авраам, будучи вызываем Богом из земли в землю, показал такое послушание, что никакие препятствия не могли остановить его, но бежал и спешил, как бодрый юноша, исполнить повеление Божие; мы, напротив, призываемые не из земли в землю, но с земли на небо, не покажем и такого же, как праведник, усердия в послушании, но будем представлять пустые и ничтожные причины, и не увлекут нас ни величие обетовании, ни маловажность видимого как земного и временного, ни достоинство Призывающего — напротив, обнаружим такую невнимательность, что временное предпочтем всегда пребывающему: землю — небу, и никогда не могущее кончиться поставим ниже того, что улетает, прежде чем появится. Доколе, скажи мне, будем мы показывать такую жадность к собиранию денег? Что за умоисступление — каждый день увлекаться этою мучительною страстью и никогда не чувствовать сытости, но быть едва ли не хуже и пьяных? Ибо как эти, чем больше пьют вина, тем более распаляют в себе жажду и тем сильнейший разжигают огонь, так и предавшиеся сильной страсти к деньгам никогда не успокаиваются, но чем более получают, тем более в них поднимается пламень страсти и разгорается печь. Разве мы не видим, что было с жившими прежде нас, как они, завладев, так сказать, всею вселенною, восхищены были отсюда нагие и без всего, с тем только, чтобы там подвергнуться отчету и наказанию за все? Имение нередко разделяют между собою многие, а грехи, сделанные им из-за этого имения, уносит с собою он один, подвергается за оные мучительному наказанию и ни в чем не находит утешения. Для чего же, скажи мне, так нерадим о своем спасении и о своей душе думаем, как о чужой? Не слышишь ли, как говорит Христос: какой выкуп даст человек за душу свою? И еще: какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей навредит? (Мф. 16, 26). Что можешь сравнить с душою? Назови всю вселенную, и тогда ничего не скажешь. Ибо какая польза, как сказал Христос, приобрести весь мир и повредить душе своей, которой ближе к нам нет ничего? И ее-то, столь драгоценную, ее-то, о которой нам надлежало бы столько заботиться, мы оставим в таком небрежении, чтобы она мучилась каждый день, то осаждаемая сребролюбием, то терзаемая невоздержанием, то унижаемая гневом, и различно каждою страстию возмущаемая,— и не приложим о ней, хотя и поздно, никакого попечения? Кто же наконец удостоит нас прощения или избавит от угрожающего нам наказания? Посему, прошу, доколь еще есть у нас время, омоем скверну ее обильною милостынею и угасим ею же пламя грехов наших. Ибо сказано: вода угасит пламя огня, и милостыня очистит грехи (Сир. 3, 30). И действительно, ничто другое так не может избавить нас от огня геенского, как щедрая милостыня. Если мы будем подавать ее по предписанной заповеди, то есть не из тщеславия, но по любви к Богу, то в состоянии будем и омыть скверну от грехов наших и сподобиться Божия человеколюбия.
Св. Иоанн Златоуст. Из 81-й беседы на Книгу Бытия

воскресенье, 15 апреля 2012 г.

Христос Воскресе!

Христос Воскресе!

Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангелы поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити.

пятница, 13 апреля 2012 г.

Великая Пятница. Страстная седмица


Служба Великой Пятницы посвящена воспоминанию крестных страданий Спасителя, Его смерти и погребения.

На утрени (которая служится вечером в Великий Четверг) посреди храма читаются двенадцать Евангельских чтений, избранных из всех четырех Евангелистов, повествующих о страданиях Спасителя, начиная с последней беседы Его с учениками на Тайной Вечери и кончая погребением Его в саду Иосифа Аримафейского и приставлением воинской стражи к Его гробу. Во время чтения Евангелия верующие стоят с зажженными свечами, показывая этим с одной стороны то, что слава и величие не оставили Господа и во время Его страданий, а с другой стороны - горячую любовь к своему Спасителю.

В Великую Пятницу Литургии не бывает, т. к. в этот день Сам Господь принес Себя в жертву, а совершаются Царские Часы.

Вечерня совершается в третьем часу дня, в час смерти Иисуса Христа на кресте, в воспоминание снятия с креста тела Христова и погребения Его.

На вечерне, при пении тропаря: "Благообразный Иосиф с древа снем пречистое Тело Твое...", священнослужители поднимают Плащаницу (т. е. изображение Христа, лежащего во гробе) с Престола, как бы с Голгофы, и выносят ее из алтаря на середину храма в преднесении светильников и при каждении фимиамом. Плащаница полагается на особо приготовленном столе (гробнице). Затем священнослужители и все молящиеся поклоняются перед Плащаницею и лобызают язвы изображенного на ней Господа - прободенные ребра, руки и ноги Его. Плащаница находится на середине храма в продолжение трех (неполных) дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе.
О Богослужении в Великую Пятницу. (Глава из "Закона Божия" протоиерея Серафима Слободского)

Святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический (Борисов) Страстная седмица. Слова в Великий Пяток

воскресенье, 1 апреля 2012 г.

Польша и Heidenrich (критика на рассказ Ярослава Ивашкевича)

Наконец-то я закончила свою критическую статью на рассказ Ярослава Ивашкевича.

Сам рассказ "Гейденрейх" можно прочитать ЗДЕСЬ

А моя статья размещена на нашем сайте "Литература и Жизнь" по адресу http://dugward.ru/publ/s71.html

Рассказ Ивашкевича мне очень понравился, а для написания статьи пришлось конкретизировать свои знания по истории Польши. Если бы хватало времени, непременно занялась бы историей Польши серьёзно - всё таки фамилия обязывает.

В 1569 году Польша образовала с Великим княжеством Литовским объединённое конфедеративное государство и таким образом была создана I Речь Посполита. Это было очень сильное государство, имевшее большое влияние в Европе. В его состав во время расцвета входила бóльшая часть территории современной Польши, вся территория современной Беларуси, почти вся территория современной Украины, бóльшая часть Литвы, часть Латвии, западная часть России и ряд других территорий.

Население Речи Посполитой в 1650 году составляло 11 млн человек, а население России в XVII веке насчитывало всего около 10, 5 млн. человек.

Первое столетие существования Речи Посполитой называют "Золотым веком" Польши. В конце XVI, начале XVII веков Речь Посполита принимала участие в военных конфликтах почти со всеми своими соседями.


battle of Miechow during January Uprising 1863