четверг, 22 марта 2012 г.

Память Сорока мучеников Севастийских

Сорок мучеников СевастийскихВ 313 году император Константин Великий подписал закон о свободе исповедания веры. Его соправитель император Ликиний тоже подписал этот закон, но в подвластных ему областях гонения на христиан продолжались. Около 320 года в городе Севастии, в Армении, стояло римское войско. В войске находилось 40 воинов-христиан родом из Каппадокии (ныне на территории Турции). Военачальник Агрикола принуждал их принести жертву идолам, но воины отказались.

Тогда воинов арестовали и связанными повели к озеру близ города Севастии. Стояла зима, вечерело. Воинов раздетыми поставили в покрытое льдом озеро. Страшная стужа сковала члены святых мучеников, и они начали замерзать. Мучение это было для них особенно тяжелым, потому что на берегу озера для соблазна была поставлена теплая баня. Кто хотел спасти свою жизнь, должен был заявить тюремному сторожу, что он отрекся от Христа, и тогда он мог войти в теплую баню и отогреться. Всю ночь воины мужественно переносили лютый мороз, ободряя друг друга и поя священные гимны Богу.

Ранним утром один из воинов не выдержал страданий. Он вышел из озера и поспешил к бане. Но как только теплый воздух коснулся его тела, он упал мертвым. Вскоре после этого тюремный сторож Аглай увидел, как над мучениками, оставшимися в озере, заблистал неземной свет. Аглай был так потрясен этим чудом, что, объявив себя христианином, сбросил с себя одежду и присоединился к 39 мученикам. Мучители, пришедшие немного спустя, увидели, что воины-христиане не только не замерзли, но, по-видимому, даже отогрелись. Тогда мучители молотами перебили им голени и побросали в огонь, а потом обугленные кости мучеников сбросили в реку.

Через три дня мученики явились епископу Севастийскому Петру и рассказали о своем подвиге. Еп. Петр собрал их кости и с честью похоронил. Имена мучеников сохранились: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Валент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Аггей, Аетий, Флавий, Акакий, Екдекий, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Домитиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий, Филиктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглай. Память 40 мучеников относится к кругу наиболее чтимых праздников. В день их памяти, 9 марта, облегчается строгость Великого Поста и совершается литургия Преждеосвященных даров.
Слово на память четыредесяти мучеников Святителя Иннокентия (Борисова), архиепископа Херсонского и Таврического

воскресенье, 18 марта 2012 г.

Святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический

Святитель ИннокентийСвятитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический (в миру Иван Алексеевич Борисов) родился 15 декабря 1800 года в городе Ельце Орловской губернии в семье священника Успенской церкви Алексия Борисова.

В 1819 году Иван Борисов окончил курс семинарского учения с отличным успехом и поступил в Киевскую Духовную Академию. Здесь он предался изучению наук с таким жаром, что иногда целые ночи проводил за книгой. Повинуясь внутреннему призванию, более всего занимался он составлением и обработкой проповедей. Знаменитый русский богослов и церковный оратор был прозван в свое время "Русским Златоустом".

Слово в среду 3-й недели Великого поста

Слово в пяток 3-й недели Великого поста

Слово в Неделю крестопоклонную

В 1823 году 23-летний Иван Алексеевич окончил полный курс академического учения первым магистром и был определён в Санкт-Петербургскую Духовную Семинарию на должность инспектора и профессора Церковной истории, но не прошло и трёх месяцев, как он занял и должность ректора Санкт-Петербургского Александро-Невского Духовного училища. Здесь же он принял пострижение в монашество с именем Иннокентий и был рукоположен в иеромонаха. В декабре 1824 года отец Иннокентий назначается бакалавром богословских наук в Санкт-Петербургской Духовной Академии, а через несколько месяцев её инспектором и экстраординарным профессором. В марте 1826 года он возводится в сан архимандрита.

Кроме проповедей, Владыка оставил много замечательных научных произведений и переводов, таких как: «Жизнь св. Киприана», «Жизнь св. Апостола Павла», «Памятник веры», «История Соборов Вселенских», перевод «Кормчей Книги» и многое другое.

В 1836 году 21 ноября в Казанском соборе Санкт-Петербурга в день Введения во храм Пресвятой Богородицы состоялась хиротония архимандрита Иннокентия во епископа Чигиринского.

В марте 1840 года он назначается на кафедру епископа Вологодской епархии. Здесь он оставался 9 месяцев и затем был перемещён в Харьковскую епархию. Служение его в Харькове продолжалось около семи лет. За этот срок он восстановил Ахтырский и Святогорский монастыри, открыл Никольскую женскую обитель. Владыке принадлежит идея учреждения торжественного крестного хода в Харькове по случаю перенесения в город из Куряжского монастыря чудотворной иконы Божией Матери.

В 1845 году Владыка возводится в сан архиепископа. И через 3 года назначается в Херсоно-Таврическую епархию, где разноплеменная православная паства непрестанно подвергалась тлетворному влиянию татар, евреев и немецких колонистов.

Восстановить в Крыму древние христианские памятники, разрушенные татарами, и основать свой «Русский Афон», — вот главное, чего хотел достичь архипастырь во время своего управления Херсоно-Таврической епархией.

В последние годы своего святительства преосвященный Иннокентий принимал самое живое архипастырское участие в бедствиях Крымской войны и имел в высшей степени благотворное влияние на воинов.

Величие духа Святителя Иннокентия обнаружилось и в посещении им страдальцев-воинов в лазаретах, свирепствовал заразительный тиф и где можно было видеть всю тяжкую скорбь, все страдания, порождаемые войной. В сражениях он обходил ряды войск, ободряя героев. И здесь мужественный пастырь-отец являлся ангелом-утешителем страждущих.

В коронацию Императора Александра II, архиепископ Иннокентий назначен был членом Святейшего Синода.

Усиленные труды и тревоги надломили здоровье славного архипастыря. Владыка заболел, находясь в Севастополе во время битвы русских войск с неприятелем, и на обратном пути в Одессу скончался в Херсоне 25 мая 1857 года в светлый праздник Живоначальной Троицы.

Канонизован Русской Православной Церковью в 1997 году.

среда, 14 марта 2012 г.

М.Н. Катков о нигилизме и Тургеневе


М.Н. Катков пишет: "Первым делом Базарова по приезде в деревню к отцу своего молодого поклонника было отправиться в болото за лягушками. Он выложил свои снаряды и наполнил свою комнату химическим запахом. Компания сидит за утренним чаем, а он, суровый труженик, тащит свою добычу с болота и, не останавливаясь, отрывочно отвечает на докучные расспросы... Это рассказано так, что ни на чем не запнешься, и в самом деле поверишь, что вот приехал неутомимый исследователь тайн природы, который не хочет терять ни минуты времени и, не успев протереть глаза со сна после дальней дороги, не успев осмотреться на новом месте, ознакомиться с хозяевами и напиться чаю, спешит на ученую экскурсию, посылает мальчишек в болото за лягушками, в кратких, но выразительных словах объясняет им, для чего они ему нужны и что в сущности человек и лягушка одно и то же. "Ну полезай, философ", - говорит он шестилетнему мальчишке, который слишком заболтался, между тем как нашему естествоиспытателю дорога каждая минута: он должен немедленно произвести важный опыт над нервной системой..."
М.Н. Катков. О нашем нигилизме по поводу романа Тургенева

Михаил Никифоровым Катков (1818-1887) - русский публицист, философ, литературный критик, издатель журнала "Русский вестник", редактор-издатель газеты "Московские ведомости".

воскресенье, 4 марта 2012 г.

Зимовий ранок


Именно эти слова - название пьесы Чайковского из "Детского альбома", который у меня был почему-то на украинском языке - приходили мне в голову, когда я шла ранним утром по зимнему Саблино. Начинался очень нежный рассвет и всё вокруг выглядело чистым и свежим, даже покосившиеся заборы.

И вот теперь я наконец-то выложила новые фотографии в альбоме "Зимнее Саблино" и убрала те жуткие, которые стояли там до сегодняшнего дня.

Желающие могут посмотреть альбом по адресу http://palmernw.ru/mir-piter/sablino/sablino2.html

суббота, 3 марта 2012 г.

Первая неделя поста. Св. Иоанн Златоуст. Из 28-ой беседы на Евангелие от Матфея

Храм Рождества Христова на Средней Рогатке СПб
Многие говорят: желал бы я видеть лице Христа, образ, одежду, обувь. Ты видишь Его, прикасаешься к Нему, вкушаешь Его. Ты желаешь видеть одежды Его — а Он дает тебе не только видеть Себя, но и прикасаться, и вкушать, и принимать в себя. Итак, никто не должен приступать к приобщению с небрежением, никто с малодушием, но все с пламенною любовью, все с горячим усердием и бодростию. Ибо если иудеи вкушали агнца с готовностью, стоя и имея сапоги на ногах и жезлы в руках, то тем более тебе должно бодрствовать. Ибо они готовились идти в Палестину, посему и имели вид путешественников,— а ты готовишься идти на небо. Посему должно всегда бодрствовать. Ибо немалое ожидает наказание тех, которые недостойно приобщаются. Сколько ты питаешь негодования к предателю и распявшим Христа? Смотри же, чтобы и ты не подвергся тому же осуждению. Они умертвили Святое Тело, а ты принимаешь его нечистою душою после таких благодеяний. Ибо не довольно было для Него того, что Он соделался человеком, был заушен и умерщвлен,— Он еще сообщает Себя нам, и не только верою, но и самим делом соделывает нас Своим телом. Сколь же чист должен быть тот, кто наслаждается этою Жертвою? Сколь чище всех лучей солнечных должны быть: рука, раздробляющая сие Тело, уста, наполняемые духовным огнем, язык, обагряемый страшною Кровию? Помысли, какой чести ты удостоен? Какою наслаждаешься Трапезою? На что с трепетом взирают ангелы и не смеют воззреть без страха по причине сияния, отсюда исходящего, тем мы питаемся, с тем сообщаемся и делаемся одним телом со Христом. Кто изречет могущество Господа, возвестит все хвалы Его? (Пс. 105, 2). Какой пастырь питает овец собственным телом? Но что я говорю: пастырь? Часто бывают такие матери, которые младенцев своих отдают кормилицам. Но Христос не попустит сего. Он питает нас собственным Телом и напояет собственною Кровию, и чрез это соединяет нас с Собою. Итак, удостоившись такой любви и чести, не будем предаваться беспечности. Не видите ли, с какою готовностью младенцы берут сосцы? С каким стремлением прижимают к ним уста свои? С таким же расположением и мы должны приступать к сей Трапезе и к сосцу духовной чаши; или, лучше сказать, мы с большим еще желанием должны привлекать к себе, подобно младенцам, благодать Духа. Одна только должна быть у нас скорбь: что мы не приобщились сей Трапезы. Действия сего Таинства совершаются не человеческою силою. Тот, Кто совершил сии действия на той вечере, и ныне совершает их. Мы занимаем место служителей, а освящает и претворяет Сам Христос. Да не будет здесь ни одного Иуды, ни одного сребролюбца! Если кто не ученик Христов, пусть такой удалится; эта Трапеза не допускает тех, кто не из числа учеников. Ибо с учениками Моими, говорит Христос, совершу пасху (Мф. 26, 18). Сия Трапеза есть та же самая, которую предложил Христос, и ничем не менее той. Нельзя сказать, что ту предложил Христос, а эту — человек, но ту и другую предлагает Сам Христос. Сие место есть та самая горница, где Он был с учениками. Отсюда они вышли на гору Елеонскую. Выйдем и мы на то место, где простерты руки нищих, ибо это место есть гора Елеонская. Ибо нищие суть маслины, насажденные в доме Божием, источающие елей, полезный для нас, который имели пять дев и которого не взявши, другие пять не допущены в чертог. Взявши сего елея, выйдем, дабы нам с горящими светильниками встретить Жениха. Не должен приступать сюда ни один бесчеловечный, ни один жестокий и немилосердый, ни один нечестивый!

Это говорю вам, которые приступают, и вам, которые преподают. Ибо нужно побеседовать и с вами, чтобы вы со многим тщанием преподавали сии Дары. Немалое наказание ожидает вас, если вы, признавши кого-либо недостойным, позволите причаститься сей Трапезы. Кровь Его взыщется от рук ваших. Хотя бы кто был полководец, хотя бы начальник, хотя бы сам украшенный диадемою, но если приступает недостойно, то воспрети; ты имеешь больше власти, нежели он. Если бы тебе поручено было сохранять в чистоте источник воды для стада и ты увидел овцу, имеющую на устах много грязи, то не попустил бы ей наклониться и возмутить источник. Но тебе вручен источник не воды, а Крови и Духа, и ты, видя некоторых, имеющих грех, который хуже грязи, и приступающих к сему источнику, не негодуешь, не воспрещаешь? Какое ты можешь получить прощение? Для того Бог удостоил вас этой чести, чтобы вы рассматривали таковые дела. В этом состоят ваше достоинство, ваша важность, ваш венец, а не в том, чтобы вы облекались в белую и блистательную одежду. Но как, скажешь, я могу знать того или другого? Я говорю не о неизвестных, но о известных людях. Скажу нечто более страшное: не столь опасно приступать к сему Таинству бесноватому, сколько тем, которые, как говорит Павел, попирают Христа, Кровь завета не почитают за святыню и ругаются над благодатью Духа (Евр. 10, 29). Ибо приступающий в грехах хуже бесноватого. Бесноватые не наказываются потому, что они одержимы бесом; а приступающие недостойно предаются вечному мучению. Итак, будем удалять не только бесноватых, но и всех, которых увидели бы недостойно приступающими. Никто не должен приобщаться, если он не из учеников Христовых. Никто не должен приобщаться подобно Иуде, дабы не потерпеть участь Иуды. Сие собрание есть также Тело Христово. Посему ты, служитель Таинств, смотри, чтобы тебе не раздражить Владыку, если не будешь очищать сие тело, чтобы не дать меча вместо пищи. Но хотя бы кто и по неразумию пришел для причащения, воспрети ему, не убойся. Убойся Бога, а не человека. Если убоишься человека, то от Бога будешь уничижен; а если убоишься Бога, то и от людей будешь почитаем. Если ты сам не смеешь, то приведи ко мне, я не позволю сию дерзость. Скорее предам душу свою, нежели причащу Крови Господней недостойного; скорее пролью собственную кровь, нежели причащу столь страшной Крови того, кого не должно. Если же кто после многих испытаний не найдет недостойного, то не будет виновен. Ибо это сказано мною об известных. Если мы исправим сих, то Бог скоро сделает и неизвестных нам известными. Если же мы оставим без внимания известных нам, то для чего Ему делать других нам известными? Говорю я это не для того, чтобы мы только удаляли и отсекали, но для того, чтобы, исправивши, возвращали и имели попечение о всех. Таким образом мы и Бога умилостивим, и найдем много достойных причастников, и получим за страдание и попечение о других великую награду, которой да сподобимся все мы благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава во веки веков. Аминь.

Св. Иоанн Златоуст. Из 28-ой беседы на Евангелие от Матфея