воскресенье, 29 января 2012 г.

Б.Н. Чичерин и его "История политических учений"

Чичерин Борис Николаевич (1828 - 1904) русский правовед, философ и историк. Почётный член Петербургской Академии наук (1893).

Б.Н. Чичерин происходил из старинного дворянского рода. Детство прошло в тамбовском имении отца Караул. Получил домашнее образование. Среди учителей был К. Н. Бестужев-Рюмин, впоследствии академик Петербургской Академии наук и основатель Высших женских курсов. В декабре 1844 году живёт вместе с матерью в Москве и готовится к экзаменам в университет.Чичерин Борис Николаевич

В 1845—1849 годах — студент юридического факультета Московского университета; среди преподавателей были Т. Н. Грановский, С. М. Соловьев, К. Д. Кавелин. Большое влияние на формирование взглядов Чичерина оказал Т. Н. Грановский, с которым его познакомил старый друг отца писатель Н. Ф. Павлов, у которого Чичерин часто бывал. Недолгое увлечение славянофильством сменилось сближением с западничеством.

В конце 1840-х — начале 1850-х гг. знакомится с П. В. Анненковым, А. И. Герценом, К. Д. Кавелиным, И. С. Тургеневым. Изучал работы Гегеля, испытал значительное влияние идей французских политических мыслителей. По окончании университета живёт в родовом селе.

В 1853 году представил к защите магистерскую диссертацию «Областные учреждения России в XVII веке», которая была отклонена с заключением, что в ней в ложном свете представлена деятельность старой администрации России. Диссертация была защищена лишь в 1857 году после некоторого ослабления цензуры.

В 1857 году познакомился с Л. Н. Толстым, с которым у него на несколько лет установились близкие отношения. В 1858—61 годах Чичерин совершил заграничное путешествие, во время которого знакомился с европейскими политическими учениями. В 1858 году в Лондоне встречается с А. И. Герценом, который опубликовал «Современные задачи русской жизни» Чичерина в «Голосах из России». Чичерин имел в русском обществе уже в ранние свои годы репутацию консерватора. Был приглашен в учителя к наследнику при Александре II; с 1863 года начал читать Николаю Александровичу курс государственного права, но в 1865 году наследник скончался.

В 1861—1867 годах Чичерин — экстраординарный профессор Московского университета по кафедре государственного права; в своей фундаментальной работе «О народном представительстве» (докторская диссертация Чичерина, опубликована в 1866 г. и переиздана в 1899 г.) впервые в русской юридической литературе проследил развитие институтов парламентаризма у европейских народов. Относительно их применимости к тогдашней России Чичерин писал: «Не скрою, что я люблю свободные учреждения; но я не считаю их приложимыми всегда и везде, и предпочитаю честное самодержавие несостоятельному представительству». В 1868 г. вместе с рядом других профессоров вышел в отставку в знак протеста против курса Министерства народного просвещения.

После поездки в Париж вновь поселился в родовом имении Караул. Занялся земской деятельностью; был товарищем (заместителем) председателя Комиссии, учреждённой для исследования железнодорожного дела в России. В эти годы им написаны и изданы в Москве «История политических учений» часть первая: Древний мир, Средние века и часть вторая: Новое время (начало) (1869—1872), «Наука и религия» (1879).
Твердо и неуступчиво защищая права личности, Чичерин связывал с этим идею «порядка» — он очень сознательно стоял за твёрдую власть, решительно и резко осуждал все проявления революционного духа.
Позже была написана Третья часть труда Б.Н. Чичерин. История политических учений. Новое время. (продолжение)

В Москве бывал наездами. В начале 1882 был избран московским городским головой, сменив на этом посту досрочно ушедшего в отставку С. М. Третьякова. Чичерину удалось добиться некоторых улучшений в городском хозяйстве Москвы, в частности обеспечить поступление в московский водопровод мытищинской воды. Участвовал в мероприятиях по случаю коронации императора Александра III (15 мая 1883 года); 16 мая, выступая на торжественном обеде городских голов, высказался за «единение всех земских сил для блага отечества» и выразил надежду, что власть признает необходимость сотрудничества с земским движением. Речь была расценена кругами, близкими к императору, как требование конституции и послужила причиной его отставки.

В сентябре 1883 года Московская городская дума сделала Б. Н. Чичерина почетным гражданином Москвы «за труды его на пользу Московского городского общества в звании Московского городского Головы».

Вернувшись в Караул, Чичерин вновь занялся научной деятельностью, написал ряд работ по философии, а также по химии и биологии, которые дали основание Д.И. Менделееву рекомендовать Чичерина к избранию почётным членом Русского физико-химического общества. Чичерин принимает деятельное и плодотворное участие в работах тамбовского земства.

пятница, 27 января 2012 г.

По церковному уставу праздник Богоявления продолжается со 2 (15)-го по 14 (27)-ое января; первые Икона праздника Крещениячетыре дня служат как бы приготовлением к празднику, а последний - отданием, завершением.

Попразднство праздника Богоявления продолжается восемь дней; отдание праздника совершается 14 (27) января.

Суббота и воскресенье, следующие за праздником Богоявления, называются субботой и Неделей (Воскресеньем) по Просвещении. В эти дни читаются особые прокимен, Апостол и Евангелие, имеющие отношение к празднику.

Ещё сегодня, 27 января по новому стилю, празднуется память св. равноапостольной Нины, Просветительницы Грузии
.
Икона св. Нины

Святая Нина была племянницей Иерусалимского патриарха Ювеналия. Она с юности всем сердцем возлюбила Бога и глубоко сожалела о людях, не верующих в Него. После того, как отец ее Завулон ушел в пустынники, а мать поступила в диакониссы, святая Нина была отдана на воспитание одной благочестивой старице. Частые рассказы этой старицы об Иверии (нынешней Грузии), тогда еще языческой стране, возбудили в Нине сильное желание посетить эту страну и просветить ее жителей светом Евангелия.

Желание это еще более усилилось, когда она однажды увидела в видении Матерь Божию, вручающую ей крест из виноградных лоз. И желание ее сбылось, когда ей пришлось бежать в Иверию, спасаясь от гонения, воздвигнутого императором Диоклетианом (284-305 гг.).

В Иверии святая Нина поселилась у одной женщины в царских виноградниках и очень скоро сделалась известной в окрестностях, потому что оказывала помощь многим страждущим. Узнав о силе ее молитв, больные стали во множестве приходить к ней. Призывая имя Христово, святая Нина исцеляла их и рассказывала им о Боге, сотворившем небо и землю, и о Христе Спасителе.

Проповедь о Христе, чудеса, которые совершала святая Нина, и ее добродетельная жизнь благотворно действовали на жителей Иверии, и многие из них уверовали в истинного Бога и приняли крещение. Она обратила ко Христу в Грузии и самого царя Мариана (Мерой), бывшего до этого язычником. Тогда были вызваны из Константинополя епископ и священники и построен первый в Иверии храм во имя св. Апостолов. Постепенно почти вся Иверия приняла христианство.

Тропарь равноапостольной Нине
Слова Божия служительнице,/ во апостольстей проповеди первозванному Андрею/ и прочим апостолом подражавшая,/ просветительнице Иверии и Духа Святаго цевнице,/ святая равноапостольная Нино,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.
__________________________________________

Ещё сегодня отмечается праздник - День снятия блокады Ленинграда. Но сообщение о блокаде размещено вчерашним днём - мне очень не хотелось сегодня публиковать таки страшные статьи и фотографии.

четверг, 26 января 2012 г.

Блокада Ленинграда длилась 871 день

Первые дни блокады Ленинграда

8 сентября 1941 года, в продолжение наступления фашистской армии, был захвачен город Шлиссельбург, таким образом кольцо блокады замкнулось. В первые дни мало кто верил в серьёзность ситуации, но многие жители города начали основательно готовиться к осаде: буквально за несколько часов из сберкасс были изъяты все сбережения, магазины опустели, было скуплено всё, что только возможно. Эвакуироваться удалось далеко не всем, когда начались систематические обстрелы, а начались они сразу же, в сентябре, пути для эвакуации были уже отрезаны. Существует мнение, что именно пожар, произошедший в первый день блокады Ленинграда на бадаевских складах - в хранилище стратегических запасов города - спровоцировал страшный голод блокадных дней. Однако, не так давно рассекреченные документы дают несколько иную информацию: оказывается, как такового "стратегического запаса" не существовало, так как в условиях начавшейся войны создать большой запас для такого огромного города, каким был Ленинград (а проживало в нём на тот момент около 3 миллионов человек) не представлялось возможным, поэтому город питался привозными продуктами, а существующих запасов хватило бы лишь на неделю. Буквально с первых дней блокады были введены продовольственные карточки, закрыты школы, ввелась военная цензура: были запрещены любые вложения в письма, а послания, содержащие упаднические настроения, изымались.

Блокада Ленинграда (голодные люди) - фото

Блокада Ленинграда голодная женщина - фото

Блокада Ленинграда фото мертвых людей

Блокада Ленинграда фото людей

Блокадный Ленинград фото голодных детей

Блокада Ленинграда - боль и смерть

Воспоминания о блокаде Ленинграда людей, переживших её, их письма и дневники открывают нам страшную картину. На город обрушился страшный голод. Обесценились деньги и драгоценности. Эвакуация началась еще осенью 1941 года, но лишь в январе 1942 года появилась возможность вывести большое количество людей, в основном женщин и детей, через Дорогу Жизни. В булочные, где выдавался ежедневный паёк, были огромные очереди. Помимо голода блокадный Ленинград атаковали и другие бедствия: очень морозные зимы, порой столбик термометра опускался до - 40 градусов. Закончилось топливо и замёрзли водопроводные трубы - город остался без света, и питьевой воды. Ещё одной бедой для осаждённого города первой блокадной зимой стали крысы. Они не только уничтожали запасы еды, но и разносили всевозможные инфекции. Люди умирали, и их не успевали хоронить, трупы лежали прямо на улицах. Появились случаи каннибализма и разбоев.

Блокадный Ленинград - фото

Блокадный Ленинград - фото погибшей матери и ребенка

Блокадный Ленинград - фото людей в разрушенном доме

Жизнь блокадного Ленинграда

Одновременно с этим ленинградцы всеми силами старались выжить и не дать умереть родному городу. Мало того: Ленинград помогал армии, выпуская военную продукцию - заводы продолжали работать и в таких условиях. Восстанавливали свою деятельность театры и музеи. Это было необходимо - доказать врагу, а, главное самим себе: блокада Ленинграда не убьёт город, он продолжает жить! Один из ярких примеров поразительной самоотверженности и любви к Родине, жизни, родному городу является история создания одного музыкального произведения. Во время блокады была написана известнейшая симфония Д.Шостаковича, названная позже "Ленинградской". Вернее, композитор начал её писать в Ленинграде, а закончил уже в эвакуации. Когда партитура была готова, её доставили в осаждённый город. К тому времени в Ленинграде уже возобновил свою деятельность симфонический оркестр. В день концерта, чтобы вражеские налёты не могли его сорвать, наша артиллерия не подпустила к городу ни одного фашистского самолета! Все блокадные дни работало ленинградское радио, которое было для всех ленинградцев не только живительным родником информации, но и просто символом продолжающейся жизни.

Фото детей в блокадном Ленинграде

Фото защитников блокадного Ленинграда

Блокада Ленинграда - фото последствий разорвавшегося снаряда

Блокада Ленинграда - фото

Дорога Жизни - пульс осаждённого города

С первых дней блокады своё опасное и героическое дело начала Дорога Жизни - пульс блокадного Ленинграда. Летом - водный, а зимой - ледовый путь, соединяющий Ленинград с "большой землёй" по Ладожскому озеру. 12 сентября 1941 года в город по этому пути пришли первые баржи с продовольствием, и до поздней осени, пока штормы не сделали судоходство невозможным, по Дороге Жизни шли баржи. Каждый их рейс был подвигом - вражеская авиация беспрестанно совершала свои бандитские налёты, погодные условия часто тоже были не на руку морякам - баржи продолжали свои рейсы даже поздней осенью, до самого появления льда, когда навигация уже в принципе невозможна. 20 ноября на лёд Ладожского озера спустился первый конно-санный обоз. Чуть позже по ледовой Дороге Жизни пошли грузовики. Лёд был очень тонким, несмотря на то, что грузовик вёз только 2-3 мешка с продовольствием, лёд проламывался, и нередки были случаи, когда грузовики тонули. С риском для жизни водители продолжали свои смертельно опасные рейсы до самой весны. Военно-автомобильная дорога № 101, как назвали эту трассу, позволила увеличить хлебный паёк и эвакуировать большое количество людей. Оборвать эту нить, связывающую блокадный город со страной, немцы стремились постоянно, но благодаря мужеству и силе духа ленинградцев, Дорога Жизни жила сама и дарила жизнь великому городу.
Значение Ладожской трассы огромно, она спасла тысячи жизней. Теперь на берегу Ладожского озера находится музей "Дорога жизни".

Блокадный Ленинград - фото дороги жизни

Блокадный Ленинград - фото дорога жизни

Блокада Ленинграда - фото дорога жизни

Детский вклад в освобождение Ленинграда от блокады. Ансамбль А.Е.Обранта

Во все времена нет большего горя, чем страдающий ребёнок. Блокадные дети - особая тема. Рано повзрослевшие, не по-детски серьёзные и мудрые они изо всех своих сил наравне со взрослыми приближали победу. Дети-герои, каждая судьба которых - горький отзвук тех страшных дней. Детский танцевальный ансамбль А.Е. Обранта - особая пронзительная нота блокадного города. В первую зиму блокады Ленинграда много детей было эвакуировано, но несмотря на это по разным причинам в городе оставалось ещё много детей. Дворец пионеров, расположенный в знаменитом Аничковом дворце, с началом войны перешёл на военное положение. Надо сказать, что за 3 года до начала войны на базе Дворца пионеров был создан Ансамбль песни и танца. В конце первой блокадной зимы оставшиеся педагоги пытались найти в осаждённом городе своих воспитанников, и из оставшихся в городе ребят балетмейстер А.Е.Обрант создал танцевальный коллектив. Страшно даже представить себе и сопоставить страшные блокадные дни и довоенные танцы! Но тем не менее ансамбль родился. Сначала ребят пришлось восстанавливать от истощения, только потом они смогли приступить к репетициям. Однако уже в марте 1942 года состоялось первое выступление коллектива. Бойцы, успевшие повидать многое, не могли сдержать слёз, глядя на этих мужественных детей. Помните, сколько длилась блокада Ленинграда? Так вот за это немалое время ансамбль дал около 3000 концертов. Где только не пришлось выступать ребятам: часто концерты приходилось заканчивать в бомбоубежище, так как по несколько раз за вечер выступления прерывались воздушными тревогами, бывало, юные танцоры выступали в нескольких километрах от передовой, а чтобы не привлекать врага лишним шумом, танцевали без музыки, а полы застилали сеном. Сильные духом, они поддерживали и вдохновляли наших солдат, вклад этого коллектива в освобождение города трудно переоценить. Позже ребята были награждены медалями "За оборону Ленинграда".

Прорыв блокады Ленинграда

В 1943 году в войне произошёл перелом, и в конце года советские войска готовились к освобождению города. 14 января 1944 года в ходе общего наступления советских войск началась заключительная операция по снятию блокады Ленинграда. Задачей было нанести сокрушительный удар по противнику южнее Ладожского озера и восстановить сухопутные пути, связывающие город со страной. Ленинградский и Волховский фронты к 27 января 1944 года с помощью кронштадской артиллерии осуществили прорыв блокады Ленинграда. Гитлеровцы начали отступление. Вскоре были освобождены города Пушкин, Гатчина и Чудово. Блокада была полностью снята.

Блокада Ленинграда - трагичная и великая страница российской истории, унесшая более 2 миллионов человеческих жизней. Пока память об этих страшных днях живёт в сердцах людей, находит отклик в талантливых произведениях искусства, передаётся из рук в руки потомкам - такого не повторится! Блокаду Ленинграда кратко, но ёмко описала Вера Инберг, её строчки - гимн великому городу и одновременно реквием ушедшим.

Фото жителей блокадного Ленинграда Фото погибших жителей Ленинграда Фото жителей блокадного Ленинграда

Источник

суббота, 21 января 2012 г.

Ругателям России

В.В. Розанов пишет: "...Что же нам делать с этими детьми, проклявшими родную землю, - и проклинавшими ее все время, пока они жили в России, проклинавшими устно, проклинавшими печатно, звавшими ее не "отечеством", а "клоповником", "черным позором" человечества, "тюрьмою" народов, ее населяющих и ей подвластных?!! Что вообще делать матери с сыном, вонзающим в грудь ей нож? Ибо таков смысл революции, хохотавшей в спину русским солдатам, убиваемым в Манчжурии, хохотавшей над ледяной водой, покрывшей русские броненосцы при Цусиме, - хохочущей и хохотавшей над всем русским, - от Чернышевского и до сих пор, т.е. почти 1/2 века? Об этой матери в этой "загранице" они рассказывают, что она всего только блудница и всего только воровка, которую давно надо удавить на грязной веревке, и звали сплетать эту петлю на родину кого попало, - шваба, чухонца, армянина, еврея, поляка, литовца, латыша. "Давите эту собаку Россию, давите ее ко благу всего просвещенного и всего свободного человечества: ибо она насылает на человечество мор, голод, болезни и всего больше клопов". Вот литература эмигрантов, засыпающая вас, сейчас как вы переедете через Вержболово и границу. Был ли из этих "эмигрантов" хоть один человек, который обмолвился бы добрым словом о родине, добрым вздохом о России? Напечатайте, если есть доброе слово. Нет ни одного! Ни одного слова доброго за много лет!! Что же вы мучите Россию, что же вы тянете жилы у старухи 900-летней старости, 900-летнего труда, 900-летнего терпения, которая собирала дом свой 900 лет, и вот напоследок "деточки", обратясь к северу, югу, востоку и западу, восклицают: "Тащите все по бревнам, по доске, тащите кому что надо, - бери один крышу, другой стены, третий забирай печь, убивайте скот ее, коровенку ее, лошадь ее, жгите гумно и хлеба, ломайте соху, и борону, и грабли, и заступ, и серп, и прялку!"..."
В.В. Розанов. Не нужно давать амнистию эмигрантам
______________________________________

Василий Васильевич Розанов (1856 - 1919) - русский религиозный философ, литературный критик и публицист, один из самых противоречивых русских философов XX века.

воскресенье, 15 января 2012 г.

Празднование памяти св. Серафима Саровского

св. Серафим СаровскийМолитвенное правило преподобного Серафима Саровского, известное с детства каждому православному человеку
Преподобный Серафим Саровский преподавал всем следующее молитвенное правило: «Вставши от сна, всякий христианин, став пред святыми иконами, пусть прочитает

молитву Господню Отче наш трижды, в честь Пресвятой Троицы,

потом песнь Богородице Богородице Дево, радуйся также трижды

и, наконец Символ Веры единожды.

- Совершив это правило, пусть занимается своим делом, на которое поставлен или призван.

Во время же работы дома или в пути куда-нибудь пусть тихо читает Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного или грешную, а если окружают его другие, то, занимаясь делом, пусть говорит умом только Господи, помилуй и продолжает до обеда.

- Перед самым же обедом пусть совершает вышеуказанное утреннее правило. После обеда, исполняя свое дело, — читает тихо Пресвятая Богородице, спаси мя грешного или же Господи Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешного или грешную, и это пусть продолжает до самого сна.

- Отходя ко сну, всякий христианин пусть снова прочитает вышеуказанное утреннее правило; после того пусть засыпает, оградив себя крестным знамением».

- «Держась этого правила, — говорит отец Серафим, — можно достигнуть меры христианского совершенства, ибо означенные три молитвы — основание христианства: первая, как молитва, данная Самим Господом, есть образец всех молитв; вторая принесена с неба Архангелом в приветствие Деве Марии, Матери Господа; Символ же вкратце содержит в себе спасительные догматы христианской веры».

Тем, кому по разным обстоятельствам невозможно выполнять и этого малого правила, преподобный Серафим советовал читать его во всяком положении: и во время занятий, и на ходьбе, и даже в постели, представляя основанием для того слова Святого Писания: Всякий, кто призовет имя Господне, спасется.

Источник

четверг, 12 января 2012 г.

Николай Михайлович Баранов

Баранов, Николай Михайлович
Баранов, Николай Михайлович (1837—30 июля 1901) — генерал-лейтенант, градоначальник Санкт-Петербурга (с 21 марта по 24 августа 1881).
Родился в фамильном поместье Лучкино Кологривского уезда Костромской губернии в старинной, но небогатой дворянской семье.
Последствия неурожая 1891 года он первым назвал голодом и с этим голодом боролся так, как того требовали чрезвычайные обстоятельства. Действуя «вне закона», Баранов спасал свою губернию. Когда в 1892 г. в Н.-Новгороде началась холерная эпидемия, Баранов с такой же решительностью, с таким же увлечением спасал всероссийскую ярмарку не только от эпидемии, но и от связанной с нею паники. На Волге были организованы плавучие госпитали-бараки; когда в них не хватило места, Баранов, не задумываясь, отвел под холерный госпиталь свою резиденцию. Когда появились первые признаки зловещих холерных бунтов, Баранов отдает краткий приказ:
«зачинщиков повешу на глазах у всех и на месте»…

Человек с железной волей в вопросах, которым он придавал государственное значение, Баранов в частной жизни был мягким и на редкость добрым человеком. Весь в долгах, закладывая собственные вещи, он помогал не только знакомым, но еще чаще своим подчиненным. Характерной чертой Баранова было уважение к печати. Прекрасно владея пером, он выступал со статьями в периодической печати в разное время и по разным вопросам. Он настоял на том, чтобы газеты печатали точные, верные сведения о ходе эпидемии в такое время, когда в других городах эти цифры скрывались: Баранов сам верил и других умел убедить в том, что правда спасает, а ложь и обман всегда только губят.

С 1897 сенатор.
Н.М. Баранов — изобретатель первого в России ружья, заряжавшегося с казенной части, принятого на вооружении в русском флоте и известного под названием «барановского».
На посту петербурского градоначальника Н. М. Баранов учредил особый выборный «совет двадцати пяти» (в публике стал известен под именем «бараньего парламента»), имевший две подкомиссии: для организации «при особе его величества охранной стражи» и для создания артели дворников. Была создана и специальная комиссия «о мерах против ведения подкопов» и «об определении обязанностей полиции и дворников за наружным наблюдением домов». «Бараний парламент" не дал никаких результатов и был вскоре распущен.
В память Н. М. Баранова один из эскадренных миноносцев Черноморского императорского флота носил имя «Капитан-лейтенант Баранов» (спущен на воду в 1907 году, 18 июня 1918 года затоплен экипажем в новороссийской бухте.
В.М. Дорошевич. Н.М. Баранов

среда, 11 января 2012 г.

Екатерина I

Портрет Екатерины I. Ж.-М. Натье(1717 г.) Екатерина I (Марта Самуиловна Скавронская, Екатери́на Алексеевна Михайлова; 1684—1727 гг.) — российская императрица с 1721 как супруга царствующего императора, с 1725 как правящая государыня; вторая жена Петра I Великого, мать императрицы Елизаветы Петровны.

В её честь Петром I учреждён орден Св. Екатерины (в 1713) и назван город Екатеринбург на Урале (в 1723). Имя Екатерины I носит также Екатерининский дворец в Царском Селе (выстроенный при её дочери Елизавете).

Манифестом от 15 ноября 1723 года Пётр объявил о будущей коронации Екатерины в знак особых её заслуг.

7 (18) мая 1724 Пётр короновал Екатерину императрицей в московском Успенском соборе. Это была вторая на Руси коронация женщины-супруги государя (после коронации Марины Мнишек Лжедмитрием I в 1605 г.).

Своим законом от 5 февраля 1722 Пётр отменил прежний порядок наследования престола прямым потомком по мужской линии, заменив его личным назначением царствующего государя. Стать преемником по Указу 1722 года мог любой человек, достойный, по мнению государя, возглавить государство. Пётр умер ранним утром 28 января (8 февраля) 1725, не успев назвать преемника и не оставив сыновей. Отсутствием строго определённого порядка престолонаследия трон России был отдан на волю случая, и последующее время вошло в историю эпохой дворцовых переворотов.

Народное большинство было за единственного мужского представителя династии — великого князя Петра Алексеевича, внука Петра I от погибшего при допросах старшего сына Алексея. За Петра Алексеевича была родовитая знать, считавшая его единственно законным наследником, рождённым от достойного царской крови брака. Граф Толстой, генерал-прокурор Ягужинский, канцлер граф Головкин и Меншиков во главе служивой знати не могли надеяться на сохранение полученной от Петра I власти при Петре Алексеевиче; с другой стороны, коронация императрицы могла быть истолкована как косвенное указание Петра на наследницу. Когда Екатерина увидела, что больше нет надежды на выздоровление мужа, то поручила Меншикову и Толстому действовать в пользу своих прав. Гвардия была предана до обожания умирающему императору; эту привязанность она переносила и на Екатерину.

На заседание Сената явились офицеры гвардии из Преображенского полка, вышибив дверь в комнату. Они откровенно заявили, что разобьют головы старым боярам, если те пойдут против их матери Екатерины.

Благодаря поддержке гвардейских полков удалось убедить всех противников Екатерины отдать ей свой голос. Сенат «единодушно» возвел её на престол, назвав «всепресветлейшей, державнейшей великой государыней императрицей Екатериной Алексеевной, самодержицей всероссийской» и в оправдании объявив об истолкованной Сенатом воле покойного государя. Народ был очень удивлен восшествием в первый раз в российской истории на престол женщины, однако волнений не было.

28 января (8 февраля) 1725 года Екатерина I взошла на престол Российской империи благодаря поддержке гвардии и вельмож, возвысившихся при Петре.

Костомаров Николай Иванович (1817 - 1885) общественный деятель, историк, публицист и поэт, член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской академии наук, автор многотомного издания "Русская история в жизнеописаниях её деятелей", исследователь социально-политической и экономической истории России, в особенности территории современной Украины, называемой Костомаровым южною Русью и южным краем, написал исследование, посвящённое Екатерине: Н.И. Костомаров. Екатерина Алексеевна, первая русская императрица.
Статья опубликована в библиотеке сайта "Литература и Жизнь".

воскресенье, 8 января 2012 г.

Гумилев о Кузмине

Гумилев
Николай Степанович Гумилев (1886-1921) русский поэт Серебряного века, создатель школы акмеизма, переводчик, литературный критик, путешественник.
Михаил Алексеевич Кузмин (1872—1936) — поэт, прозаик, критик, переводчик, композитор. Его первая книга стихов «Сети» вышла в символистском издательстве «Скорпион». Эту и две последующие книги стихов Кузмина Гумилев оценил высоко. По-видимому, позднее в его отношении к поэзии Кузмина произошел перелом. Мандельштам свидетельствовал в 1935 г.: «Гумилев говорил, что поэт К<узмин> плохой» (Подъем. 1988. N 9. С. 119).
В другом своём критическом очерке Гумилев писал: "Кузмин - поэт любви, именно поэт, а не певец. В его стихах нет ни глубины, ни нежности романтизма..."
Н.С. Гумилев. М. Кузмин. Сети
Желающие могут ознакомиться с текстом критического очерка самостоятельно.

суббота, 7 января 2012 г.

Праздник Рождества Христова

Поздравляю всех с праздником Рождества Христова!

Икона Рождество Христово

Период от Рождества Христова до Крещения называют Святыми днями, или Святками . По сути, это продолжение Праздника Рождества, когда-то эти два события отмечались одновременно и назывались Богоявлением.
Христа свершилось более 2000 лет назад, но Церковь снова и снова воспевает: «Христос рождается!». И душа каждого из нас может стать пещерой таинства, а сердце - яслями, в которых родится Младенец - Христос!

В церкви сегодня пели вот эту колядку на концерте*

Рождество Христово, Ангел прилетел,
Он летел по небу, людям песню пел:
“Вы люди, ликуйте, все днесь торжествуйте,
Днесь Христово Рождество!”

Пастыри в пещеру первые пришли
И младенца Бога с Матерью нашли,
Стояли, молились, Христу поклонились –
Днесь Христово Рождество!

Все мы согрешили, Спасе, пред Тобой,
Все мы, люди, грешны – Ты Один Святой.
Прости прегрешенья, дай нам оставленье –
Днесь Христово Рождество!
____________________________
* "Запричастные концерты" - это авторские музыкальные сочинения разного времени и стиля на тексты стихир, тропарей, молитв праздника. Запричастные концерты поются в конце Литургии во время причащения священников в алтаре.



В библиотеке сайта "Литература и Жизнь" опубликована подборка статей В.В. Розанова, посвящённая рождественским праздникам:

В.В. Розанов. В ночь перед Рождеством (1906), День Рождества Христова (1907), Перед Вифлеемской звездой (1908), Встреча праздника, Рождество Христово ныне и вечно (1909), В сочельник (1909), Рождество Христово (1910), С Рождеством Христовым!.. (1913)

Статьи эти были написаны столетие назад. Всё российское общество и его менталитет значительно, если не сказать, радикально, изменились. Эти статьи - возможность хотя бы частично узнать, а, следовательно, и понять какие проблемы сто лет назад волновали русских людей.

С праздником!

воскресенье, 1 января 2012 г.

Св. Иоанн Златоуст. Настоящее время — время борьбы и приобретения венцов

Воскресенский Новодевичий монастырь
Как безрассудно не считать настоящего времени временем войны, когда Павел взывает: все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы (2 Тим. 3, 12), и когда Сам Христос говорит: в мире будете иметь скорбь (Ин. 16, 33); и когда тот же блаженный Павел громогласно взывает: наша брань не против крови и плоти, и еще: станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности (Еф. 6, 12, 14). Все время нашей жизни есть время борьбы. Как и каким образом? Диавол нападает всегда. Послушай, что о нем сказано: как лев ходит рыкающий, ища, кого поглотить (1 Пет. 5, 8). На нас устремляется бесчисленное множество плотских страстей, которых нам необходимо избегать, дабы напрасно не обольщаться ими. Скажи мне: что не ведет войны с нами? Богатство, красота, удовольствие, сила, власть, зависть, слава, высокомерие. Против нас воюет не только наша собственная слава, препятствующая нам нисходить до смиренномудрия, но и слава других, возбуждая в нас зависть и ненависть. Не ведут ли с нами борьбы противоположные сему бедность, незнатность, бесславие, уничижение, совершенное бессилие? Но сие в нас; а со стороны других людей: злоба, коварство, козни, клеветы, бесчисленные обманы. То же и со стороны демонов: начальства, власти, миродержители тьмы века сего, духи злобы. Иными бываем в радости, иными—в печали; то и другое может отклонять от прямого пути, равно как и здоровье и болезнь. Что может не быть поводом ко греху? Если хотите, я, начав от Адама, расскажу вам с начала. Что погубило первозданного? Удовольствие, и снеди, и страсть любоначалия. Что — следующего за ним сына его? Зависть и ненависть. Что — современников Ноя? Плотские удовольствия и происходящие от них пороки. Что — сына его? Наглость и дерзость. Что — содомлян? Наглость, распутство и пресыщение (Иез. 16, 49), а часто и бедность производят это. Посему один мудрец сказал: богатства и нищеты не давай мне (Притч. 30, 8); или, лучше, не богатство и не бедность причиною погибели, а наша воля, которая не умеет пользоваться ни тем, ни другим. Знай, говорит мудрый, что ты посреди сетей идешь (Сир. 9, 18). Пред тобой нет палача, терзающего ребра твои и принуждающего принести жертву, но стоит пред тобой сильное желание богатства и лихоимство, застилающее нам глаза. Никакой воин не возжег для нас костра и не положил нас на раскаленную решетку; но разжжение плотское сильнее тех воспаляет душу. Не предстоит царь, обещая бесчисленные блага и угрожая муками, но предстоит неистовая страсть к славе, которая сильнее прельщает нас. Подлинно нам предстоит великая и очень великая борьба, если мы захотим бодрствовать! И настоящее время имеет венцы. Послушай, что говорит Павел: а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим, явление Его (2 Тим. 4, 8). Если ты лишился сына любимого, единородного, воспитанного в великом богатстве, подававшего о себе благие надежды, и единственного твоего наследника, то не сокрушайся, но благодари Бога и прославляй Приявшего его, и в сем отношении ты будешь ничем не ниже Авраама. Ибо как тот отдал сына Богу, когда Он повелел, так и ты не сокрушайся, когда Он взял. Ты впал в тяжкую болезнь, и многие приходят к тебе и убеждают унять боль — одни заговорами, другие привязками, третьи иным чем-либо; но ты ради страха Божия перенес болезнь мужественно и непоколебимо и решился лучше претерпеть все, нежели позволить сделать что-нибудь подобное. Это доставляет тебе мученический венец, и не сомневайся в этом! Как это и каким образом? Я скажу тебе. Как мученик мужественно переносит боль, причиняемую пытками, дабы не поклониться идолу, так и ты переносишь страдания, причиняемые болезнию, чтобы только не нуждаться ни в чем таком, что диавол предлагает, и не исполнять его повелений. Но первые страдания сильнее? Зато последние продолжительнее, следовательно, равносильны. А часто даже последние бывают сильнее. Ибо, скажи мне, когда внутренний жар мучит и палит, и ты, несмотря на убеждения других, отверг нашептывания, то не мученический ли венец возложил на себя? Еще, положим, лишился кто-нибудь денег. Многие советуют идти к гадателям; но если ты по страху Божию, потому что это запрещено, решился лучше не получить денег, нежели преступить заповедь Божию, то равную имеешь награду с тем, кто роздал оные бедным. Если, лишившись, ты будешь благодарить Бога и, имея возможность идти к гадателям, решишься лучше не получить денег, нежели получить таким образом, то равную будешь иметь прибыль с тем, кто расточил оные для Бога. Ибо как этот по страху Божию роздал их нуждающимся, так и ты, по страху же Божию, не получил их обратно от похитивших. В нашей власти и обижать себя самих, и не обижать, а другой никто не властен. Вор проломал стену, вломился в сокровищницу, унес многоценные золотые вещи и дорогие камни, словом, все сокровище похитил и не был пойман. Случай неприятный, на первый взгляд, наносящий вред, но на самом деле — нет, и от тебя зависит, обратить это или во вред, или в прибыль. Но каким образом, скажешь, это может быть прибылью? Постараюсь показать, каким образом. Если ты хочешь, будет великою прибылью, а если не хочешь, будет вредом, тягчайшим прежнего. Ибо как между художниками опытный в искусстве данное вещество употребляет как должно, а неопытный только портит и делает себе убыток, так бывает и в подобного рода обстоятельствах. Итак, каким образом будет прибылью? Если ты будешь благодарить Бога, если не будешь горько плакать, если будешь говорить словами Иова: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял. Вор взял; и как же, говоришь, ты можешь сказать: Господь взял? Не удивляйся. Ибо и Иов о том, что отъял диавол, говорил: Господь взял. Если же он дерзнул так сказать, то как же не сказать тебе, что Господь взял то, что взял вор? Скажи мне, кому ты более удивляешься? Тому ли, кто истощил свое имение на бедных, или Иову — за сии слова? Ужели он, не подавая тогда милостыни, заслуживает менее в сравнении с тем, кто подавал? Не говори: я не заслуживаю милости, это случилось не по моей воле — вор взял, когда я и не знал и не хотел того; какая будет мне награда? И у Иова взял, когда он не знал и не хотел. Тем не менее он совершил подвиг. И тебе можно получить такую же награду, какую получил бы ты, раздав свое имущество добровольно. Мы по справедливости более удивляемся тому, кто переносит обиды с благодарением, нежели тому, кто добровольно раздает имение. Почему? Потому что сей находит утешение в похвалах и совести и имеет благие надежды, и когда уже наперед мужественно решился на то, чтобы лишиться денег, тогда жертвует ими. А тот, будучи еще привязан к деньгам, насильно лишен был оных. Ибо не все равно, наперед решившись оставить деньги, потом расточить оные и лишиться оных, еще владея ими. Если ты будешь говорить те же слова, как и Иов, то получишь блага, гораздо большие и важнейшие, нежели он. Ибо он получил вдвое здесь, а тебе Христос обещал воздать сторицею. Если ты, по страху Божию, не богохульствовал, не прибегал к гадателям, воздавал благодарение Богу, претерпевая обиды, то ты уподобился тому, кто презирает свое стяжание, ибо и сего не было бы с тобою, когда бы ты наперед не презрел оного. Притом не одно и то же — презирать деньги по долговременном размышлении и перенести убыток, внезапно случившийся. Таким образом потеря обращается в прибыль, и диавол не только не повредит тебе, но еще послужит к пользе.

Но когда от сего происходит тяжкий вред? Тогда, когда ты причиняешь вред своей душе. Ибо, скажи мне, вор лишил тебя денег, но для чего ты сам себя лишаешь спасения? Для чего, жалуясь на обиды, которые терпишь от других, сам себя ввергаешь в большие напасти? Вор, может быть, поверг тебя в бедность — а ты, как злодей, вредишь себе в деле, особенно важном для тебя. Он лишил тебя внешних благ, которые впоследствии и против твоей воли оставили бы тебя,— а ты отнимаешь у себя вечное богатство. Опечалил ли тебя диавол, отнявши деньги? Опечаль и ты его, воздав Богу благодарение, и не дай ему порадоваться. Если ты ходил к гадателям, то возвеселил его; если возблагодарил Бога, то нанес ему смертельный удар. И смотри, что происходит: несмотря на то, что ты сходил к гадателям, ты не найдешь денег, ибо не их дело знать, где твои деньги, а если бы случайно и сказали, где, то ты и свою душу погубишь, и подвергнешься осмеянию своих братии, и снова их погубишь. Ибо демон, зная, что ты неравнодушно переносишь потерю, но из-за них отрицаешься и Бога, возвращает тебе оные опять для того, чтобы опять иметь повод обольстить тебя. Но не удивляйся, если бы и сказали тебе гадатели. Демон бестелесен, он всюду обходит, сам он вооружает грабителей, ибо такие дела происходят не без демона. Следовательно, если он вооружает их, то знает, где полагают деньги,— ему нельзя не знать своих слуг. Это и неудивительно. Если увидит, что ты скорбишь о потере, то причиняет тебе и другую. Если же увидит, что ты посмеваешься и презираешь, то отступает с этого пути. Ибо как мы стараемся врагам своим сделать то, что причиняет печаль, и если увидим, что они не опечаливаются, то, не имея возможности уязвить их, отступаем от них; так и диавол. У тебя случилась покража? Подавай милостыню. Тебя ограбили разбойники? Отдай остальное Христу. Таким образом утешишься и в прежней потере. Сделайте опыт, если не верите, и увидите славу Божию. Когда постигнет тебя что-либо прискорбное, подай тотчас милостыню, возблагодари Бога за то, что случилось,— и ты увидишь, какая радость наполнит душу. Ибо польза духовная, хотя бы и малая, такова, что может покрыть всякий ущерб вещественный. Пока ты имеешь что подать Христу, ты богат. Скажи мне, если бы к тебе ограбленному подошел царь и протянул руку, желая что-нибудь принять от тебя,— ужели ты не почел бы себя богаче всех, когда и при такой бедности царь не стыдится тебя? Дабы не быть ограблену, победи только самого себя — и победишь козни диавола и получишь великую прибыль. Презрим богатство, чтобы не презреть души. А как можно презреть его? Разве вы не знаете, что бывает с прекрасными телами и с теми, которые пленяются ими? Пока они находятся пред глазами, то воспламеняется огонь и возгорается яркий пламень; но коль скоро кто удалит их от глаз, тогда все погаснет и успокоится. То же бывает и с богатством. Пусть никто не приобретает ни золота, ни дорогих камней, ни ожерелий. Находясь пред глазами, они обольщают взор. А если хочешь быть богатым, то подобно древним не золото, а необходимые вещи приобретай, чтобы от готового уделять и другим. Не будь пристрастен к украшениям. Такое богатство привлекает глаза разбойников и нам причиняет заботы. Не приобретай золотых и серебряных вещей, но пусть будут у тебя житницы, наполненные хлебом, вином и елеем — не для того, чтобы через продажу получить серебро, но для того, чтобы раздавать нуждающимся. Если мы будем удаляться от этих излишеств, то приобретем небесные блага.

Св. Иоанн Златоуст. Из 3-й беседы на Первое послание к Фессалоникийцам.