среда, 31 августа 2011 г.

Менделеев о промышленности и о России

Для большинства современных россиян Менделеев - это тот, кто придумал таблицу химических элементов.Д.И. Менделеев

На самом деле Менделеев - русский учёный-энциклопедист, общественный деятель. Химик, физикохимик, физик, метролог, экономист, технолог, геолог, метеоролог, педагог, воздухоплаватель, приборостроитель. Профессор Санкт-Петербургского университета; член-корреспондент по разряду «физический» Императорской Санкт-Петербургской Академии наук. Он много занимался демографией, социологией, например, по прогнозам Менделеева в исследовании "Заветные мысли", к концу XX в. население России должно было составить примерно 594,3 млн человек. Он, конечно, мыслил мерками Царской России и не мог предвидеть, что произойдёт со страной в XX веке.

Кроме того, он был сторонником развития капитализма в России и посвятил этому вопросу множество своих трудов, которые в советское время оставались неизвестными читателю. Именно поэтому, для советского школьника Менделеев оставался только создателем "Таблицы" и больше никем.

Предлагаем вашему вниманию статью Менделеева О возбуждении промышленного развития в России, опубликованную в библиотеке сайта "Литература и Жизнь"

Статья, к сожалению, с четырьмя купюрами. Но без купюр найти не удалось.

понедельник, 29 августа 2011 г.

Страхов о нигилистах

Страхов Н.Н.Комедия второстепенного автора Ф.Н. Устрялова стала для Страхова удобным поводом показать пустоту и бессодержательность спора о нигилизме и нигилистах, который шел в образованном обществе после выхода в свет романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Развернутый отклик на произведение Тургенева Страхов дал несколько ранее в критической статье «И.С. Тургенев. Отцы и дети» («Время», 1862, № 4). Для него Тургенев — «писатель, усердно следящий за движением русской мысли и русской жизни». Созданный писателем образ Базарова «цельно, полно, стройно» воплотил «неразвившиеся зародыши, недоконченные формы, несложившиеся мнения», характерные для многих представителей молодого поколения. Есть, по мнению Страхова, «базаровское направление» в русском обществе, существует «базаровщина» как явление действительности. Правда, замечает критик, «наши Базаровы — только Базаровы отчасти, тогда как Базаров Тургенева есть Базаров по превосходству, по преимуществу». И далее: «Все Базаровы-болтуны, Базаровы-проповедники, Базаровы, занятые не делом, а только своею базаровщиною, — идут по ложному пути, который приводит их к беспрерывным противоречиям и нелепостям... они гораздо непоследовательнее и стоят гораздо ниже настоящего Базарова». Для Страхова исключительно ценно, что Базаров «более русский, чем все остальные лица романа». Одновременно Базаров «есть прямой, непосредственный продолжатель Онегиных, Печориных, Рудиных, Лаврецких. Точно так, как они, он живет пока в умственной сфере и на нее тратит душевные силы». Для Страхова тургеневские «Отцы и дети» — победа писателя, создавшего художественное произведение, полное блеска поэзии и «глубоких отзывов на течение жизни».

В радикальной критике, представленной журналами «Современник» и «Русское слово», образ Базарова и роман Тургенева в целом вызвал ожесточенные споры. Сотрудник «Современника» М.А. Антонович написал статью «Асмодей нашего времени», где объявил произведение Тургенева клеветой на молодое поколение. Кумир студенческой молодежи Д.И. Писарев напечатал в «Русском слове» статью «Базаров», где отозвался о романе восторженно. Завязалась острая полемика, названная с легкой руки Ф.М. Достоевского «расколом в нигилистах».

К этому «расколу», к «страшной разноголосице» по поводу нигилизма и нигилистов и обращается Страхов. Его суждения уничижительны: «нигилизм... едва ли существует, хотя нет никакого сомнения, что существуют нигилисты», «нигилизм ничего для себя не сделал; все для него сделано его противниками». И ядовитый заключительный вывод: «Нигилизм есть вещь темная, неопределенная... мрак и пустота, а по большей мере безвидный и безыменный хаос».

Журнальный «раскол в нигилистах» действительно не привел к желанной для Страхова четкости в понимании идей и стремлений нигилистов, к выявлению разрушительного потенциала нигилизма.
Н.Н. Страхов. "Слово и дело"
[Из критики на статью Н.И. Цимбаева]

суббота, 27 августа 2011 г.

Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Икона Успения Пресвятой Богородицы Псково-Печерская
Праздник Успения Пресвятой Богородицы принадлежит к числу двунадесятых праздников.

Праздник Успения Богоматери установлен Церковью с давних времен. О нем упоминается в сочинениях блаженного Иеронима, блаженного Августина и Григория, епископа Турского. В IV веке он уже повсеместно праздновался в Византии. По желанию византийского императора Маврикия, одержавшего победу над персами 15 августа, день Успения Богоматери (с 595 г.) сделался праздником общецерковным.

Но первоначально праздник совершался не в одно время: в одних местах — в январе месяце, в других — в августе. Так, на Западе, в Римской Церкви (в VII в.) 18 января праздновалась «Кончина Девы Марии», а 14 августа — «Взятие на небо». Общее празднование Успения 15 августа в большинстве восточных и западных Церквей устанавливается лишь в VIII—IX вв.

Основной целью установления праздника было прославление Богоматери и Ее Успения. К этой основной цели в IV—V веках присоединяется и другая — обличение заблуждений еретиков, посягавших на достоинство Богоматери, в частности, заблуждения коллиридиан, еретиков IV века, отрицавших человеческую природу Пресвятой Девы (вследствие чего отрицавших и Ее телесную кончину).

В V веке написаны стихиры на этот праздник свт. Анатолием, патриархом Константинопольским, а в VIII веке — два канона св. Космою Маиумским и преп. Иоанном Дамаскиным.

Отдание праздника - 5 сентября (23 августа ст.ст.)

воскресенье, 21 августа 2011 г.

Из слов Иоанна Златоуста

Св. Иоанн Златоуст.
Делающий добро и испытывающий зло получит большую награду


Не удивляйся, когда видишь, что праведный, совершающий великие подвиги, терпит множество бедствий, ибо надлежало бы дивиться противному, то есть если бы диавол, будучи часто поражаем, оставался в покое и кротко переносил наносимые ему раны. Неудивительно, если змий, получая непрестанные удары, свирепеет и бросается на ударяющего, а диавол, пресмыкаясь, свирепствует против всех злее всякого змия и нападает, выставив жало, подобно скорпиону. Это не должно смущать нас; возвращающемуся с войны после сражения и победы необходимо быть в крови, а нередко и иметь раны. Посему и ты, когда видишь, что кто-нибудь подает милостыню и совершает множество других добрых дел и таким образом сокрушает силу диавола, а между тем подвергается искушениям и бедствиям, не смущайся этим, что сильно поражает диавола. Но для чего, скажешь, Бог попускает это? Для того, чтобы он удостоился больших венцов, а диавол получил сильнейшее поражение. Ибо когда он, делая добро и испытывая зло, за все благодарит Бога, тогда диавол поражается. Великое дело — быть милосердым и добродетельным тогда, когда обстоятельства благоприятны; но гораздо важнее не отступать от доброй деятельности и во время бедствий — в последнем случае человек действует собственно для Бога. Итак, возлюбленные, будем ли мы находиться в опасности или терпеть что-нибудь прискорбное, станем с тем большим усердием совершать подвиги добродетели, ибо не ныне — время воздаяния. Не будем искать венцов здесь, дабы во время раздаяния венцов нам не уменьшить своей награды. Как у художников работающие на собственном иждивении получают большую плату, а проживающие на счета нанявшего их получают плату гораздо меньшую, так и из святых, кто совершает много добра и терпит много зла, тот получает полную награду и гораздо большее воздаяние не только за добро, которое он сделал, но и за зло, которое он претерпел; а кто наслаждается здесь, живя в удовольствиях и роскоши, тот получает там не столь светлые венцы. Посему не будем искать воздаяния здесь, но тогда особенно и будем радоваться, когда мы, делая добро, терпим зло, потому что там Бог готовит нам награду не только за добрые дела, но и за претерпеваемые искушения.

Дабы сказанное было яснее, представим двух людей богатых, которые оба милосерды и подают бедным. Потом пусть один останется при своем богатстве и наслаждается полным благоденствием, а другой пусть впадет в бедность, подвергнется болезням и несчастиям и между тем благодарит Бога. Когда они отойдут отсюда, то который из них получит большую награду?

Не явно ли, что подвергшийся болезням и скорбям, так как он и в благоденствии и в злополучии не впал в человеческие слабости? Без сомнения, он. Такой человек, подлинно, есть столп адамантовый, есть раб верный. Если же всякое добро надобно делать, имея в виду не царство, а волю Божию, которая больше всякого царства, то чего удостоится тот, кто не нерадит о добродетели, потому что здесь не получает за нее воздаяния? Посему не будем смущаться, когда видим, что кто-нибудь, принимавший к себе вдовиц и часто угощавший бедных, лишается своего дома из-за пожара или испытывает другое подобное несчастие,— он и за это получит награду. Так и Иову не столько удивляются за его милостыни, сколько за следовавшие потом страдания; а друзья его за то и осуждаются и почитаются ничего не стоющими, что они требовали воздаяний в настоящей жизни и поэтому неправедно судили о праведнике. Итак, терпя бедность и нищету, не будем искать воздаяния в здешней жизни; крайне постыдно домогаться здешних благ, тогда как нам предложено небо и блага выше, чем небесные.

Из 43-й беседы на Первое послание к Коринфянам

суббота, 20 августа 2011 г.

М.Н. Катков о русском народе и интеллигенции

М.Н. Катков
На сайте нашем "Литература и Жизнь" мы продолжаем публиковать произведения Михаила Никифоровича Каткова (1818-1887) - русского журналиста, публициста, издателя. Сегодня в библиотеке сайта опубликована статья ""Русский народ" и Петербургская интеллигенция" (ответ Кавелину)"
В статье речь идет о статье К. Д. Кавелина «Заметка», опубликованной в газете «Молва» 28 февраля 1880 (№ 59, с. 1). Статья К. Д. Кавелина вызвала немало сочувственных откликов в либеральной печати.
М.Н. Катков пишет: Страна, как Россия, с громадным народом, имевшим столь оригинальные судьбы, так явственно определившимся в своей индивидуальности, не может безнаказанно жить чужим умом и заимствовать какие бы то ни было формы для своего политического устройства. Если народ, подобный русскому, призван к жизни, - то он должен внести в историю нечто новое, ему только свойственное. Он должен в самом себе находить начала для своего устройства и законы для своего развития.


Полный текст статьи М.Н. Каткова "Русский народ" и Петербургская интеллигенция" (ответ Кавелину) можно прочитать на сайте "Литература и Жизнь".

пятница, 19 августа 2011 г.

Праздник Преображения Господня

Тропарь праздника:
Преобразился еси на горе, Христе Боже,/ показавый учеником Твоим славу Твою,/ якоже можаху,/ да возсияет и нам, грешным,/ Свет Твой присносущный/ молитвами Богородицы,// Светодавче, слава Тебе.

Икона Преображения ГосподняПраздник Преображения Господня существовал уже в IV веке. Об этом свидетельствуют поучения св. Ефрема Сирина и св. Иоанна Златоуста. Существование праздника в IV веке показывает, что начало его должно относиться к предшествующим трем векам христианства. Из VII века дошло до нас слово на Преображение Господне св. Андрея Критского (635-680). В этом слове термин «Преображение» рассматривается не только в догматическом смысле, но и в смысле действительного торжественного праздника Церкви. В VIII веке св. Иоанн Дамаскин и св. Косма Маиумский составили ряд стихир и каноны, которыми Православная Церковь прославляет событие праздника и в настоящее время.

Праздник Преображения имеет один день предпразднства (5 августа) и семь дней попразднства (с 7 по 13 августа). Отдание праздника совершается 13 августа.

К особенностям праздника Преображения Господня относится и то, что в этот день совершается освящение плодов.

Обычай освящать плоды — древний. Предписания относительно этого обычая изложены в 3-м Апост. правиле (срав.: 28-е правило VI Вселенского Собора). Основанием для установления обычая освящать плоды именно 6 августа было то, что на востоке (в частности, в Греции) к этому времени поспевают плоды, важнейшие из которых — колосья и виноград – приносятся в храм для благословения и в знак благодарности Богу за получение этих плодов для пропитания человека, а также по прямому их отношению к таинству Евхаристии, о чем говорится и в самой молитве, читаемой над «гроздием».

В Русской Церкви, в тех местах, где виноград не растет или не вызревает к этому времени, в праздник Преображения Господня освящаются яблоки. При этом яблоки, как бы заменяющие собой виноград, освящаются другой молитвой — «На освящение начаток овощей (плодов)».

Освящение плодов 6 августа имеет еще и другое, таинственно-символическое значение, а именно: в событии Преображения Господу угодно было показать то новое обновленное состояние, в которое вступило человеческое естество по Воскресении Господа и вступят в общее воскресение все верующие. Но поскольку в мир через человека вошел грех, пришла в расстройство в связи с этим и природа, которая вместе с человеком ожидает обновления через благословение Божие. И в этой надежде человек утверждается церковным благословением плодов.

Чин освящения плодов

После заамвонной молитвы, при пении тропаря и кондака праздника, священник кадит плоды. Затем диакон возглашает: «Господу помолимся», и священник читает молитву «в причащение гроздия»: «Благослови, Господи…» и молитву «о приносящих начатки овощей»: «Владыко Господи Боже наш…» (в Малом и Большом Требнике), после чего при пении тропаря окропляет плоды святой водой. Затем — «Буди имя Господне…» и отпуст праздника.

Особенностью праздника Преображения, как и всех Господских праздников, является то, что вечером в день праздника на великой вечерне бывает вход с кадилом и поется великий прокимен.

вторник, 16 августа 2011 г.

Страхов и его статья "Последний ответ г. Вл. Соловьеву"

Николай Николаевич Страхов (1828 - 1896). Российский философ, публицист, член-корреспондент Петербургской АН, автор множества критических статей. На нашем сайте "Литература и Жизнь" публикуется очередная статья Стахова "Последний ответ г. Вл. Соловьеву"
Статья находится в русле продолжения полемики вокруг наследия Н. Я. Данилевского. В статье «О грехах и болезнях» Соловьев подтвердил, что его предыдущая работа «Россия и Европа» написана на тему «о немощах русского просвещения и о пустоте славянофильских претензий». Страхова он обвинил в «равнодушии к истине» и заключил: «Если бы г. Страхов серьезно и искренно держался тех мнений, которые он не раз высказывал, начиная от "Рокового вопроса"... он должен бы был не вооружаться против меня, а поддерживать и руководить мой слабый ум в трудном деле исследования наших общественных грехов и болезней» (Там же. С. 519).Н.Н. Страхов

Страхов подробно, постранично разобрал статью Соловьева и пожелал тому иметь «немножко побольше любви и чуть-чуть поменьше высокомерия к русским книгам и русским людям». Спор он счел оконченным.

воскресенье, 14 августа 2011 г.

Начало Успенского поста

Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице

Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и честного креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) с волжскими булгарами в 1164 году.

Это первый из трех праздников Всемилостивому Спасу, совершаемых в августе. Второй - Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (6 августа), а третий - перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа (16 августа в попразднство Успения Пресвятой Богородицы). Эти три праздника как бы связуют весь Успенский пост.

Св. Иоанн ЗлатоустЦерковь во имя иконы Божией Матери Всех скорбящих Радость
Смирению научает нас Господь

Придите, говорит Господь, научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф. И, 29). Я произношу эти слова не из тщеславия, но показал их вам опытом дел; ибо Я кроток и смирен сердцем — это можешь ты видеть из того, чем Я был. Посмотри на Мой вид, представь Мое достоинство и поклоняйся Моему снисхождению для тебя: рассуди, откуда Я пришел и где беседую с тобою; имея престолом небо, Я стою на земле и говорю с тобою; Я прославляюсь горе, и здесь как долготерпеливый не гневаюсь; ибо Я кроток и смирен сердцем. Если бы Я, сын Царя, не был кротким, то не избрал бы Себе в Матерь рабу; если бы Я, Творец невидимых и видимых существ, не был кротким, то не пришел бы к вам; если бы Я, Отец веков, не был кротким, то не допустил бы обвить Меня пеленами; если бы Я, владеющий богатством всей природы, не был смиренным, то не перенес бы бедности яслей; если бы Я, на Которого не могут взирать даже херувимы, не был кротким, то не стал бы жить вместе с бессловесными; если бы Я, плюновением доставляющий свет слепым, не был кротким, то не терпел бы заплевания из беззаконных уст; если бы Я, освобождающий рабов, не был кротким, то Я не принял бы рабского биения; если бы Я не был кротким, то не дал бы спины Моей на бичевание за пленников. Но почему Я не говорю о важнейшем? Если бы Я не был кротким, то, между тем как другие должны бы страдать, Я, Который нисколько неповинен, не заплатил бы за них смертного долга; но Я заплатил, чтобы и за тех, которые содержатся внизу, во аде, отдать долг наказания, ибо Я не только Царь живых, но и Владыка умерших. Поэтому Я и прошел тот и другой путь домостроительства; явился Человеком, был и мертвым на малое время, чтобы всем и тем, которые находились под землею, уделить дар Моего нетления. Придите... научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем. Уничижение Мое — от произволения, а не от естества Моего; по существу Я неприступен, но по желанию снисхожу ко всем. Придите... научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, а не достоинством Своим; Я кроток по произволению, а не по могуществу: по могуществу Я страшен для ангелов, а по произволению смирен для людей. Придите... научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем. Я говорю сообразно с Моим милосердием; больше власти Я люблю благость. Я, Царь, говорю с тобою; велика сила Моя, но Я не хочу поражать немощь твою присущим Мне могуществом. Не говорю: придите... научитесь от Меня, потому что Я — Владыка, Господь твари, Который, взирая на землю, заставляет ее трепетать, Который измерил небо пядью и землю объемлет дланью, но: придите... научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем. Я так кроток: ты согрешил, а Я потерпел бичевание; Я так добровольно смирен: Я, Владыка, пришел освободить тех, которые находились в рабстве, а они Меня, Освободителя, били по ланитам, и рабы распяли Меня, а Я, несмотря на то, умоляя за них Отца Своего, говорил: Отче, прости им, ибо не знают, что делают (Лк. 23, 34). Итак, придите... научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем. Придите, Я усердно прошу и не стыжусь просить и умолять Своих рабов, чтобы не быть вынужденным наказать их; придите, и научитесь от Меня кротости прежде, нежели увидите от Меня страшное; придите, ныне Я врачую, а вскоре буду судить. Я ныне щажу, а немного после буду произносить приговор; ныне Я милосерд, а чрез несколько времени явлюсь праведным Судиею. Придите... научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем. Или почтите кротость Мою, или устрашитесь могущества Моего. Придите, предупредите явление лица Моего исповеданием, потому что смирение Мое ограничено известным временем. Только настоящая жизнь, говорит Господь, есть время явления Моего долготерпения; наступит время, когда затворится дверь такой Моей благости; придет время, когда льющиеся слезы грешников не принесут пользы; придет время, когда звучащие трубы везде объявят Мое Второе пришествие, когда ангелы, облетев всю землю, представят на суд мириады мертвых, когда будет поставлен престол и Я приду на горних силах, когда начала и власти будут сопровождать Меня идущего, когда светила Царства Моего озарят весь мир, когда книги житейских дел откроются пред каждым, когда будет награждено точное исполнение закона и произнесен строгий суд над бесами, когда подсудимый будет стоять, имея предстоящими при себе одни только дела свои, когда мысли будут обвинять и совесть осуждать каждого, когда злые духи будут внимать словам Судии, когда печь будет ожидать приговора этого Судии, когда слово помилуй уже не поможет взывающему. Итак, придите прежде, нежели Я затворю двери Моего милосердия; прежде, нежели заключится торжище жизни, прежде, нежели окончится зрелище житейское; ибо назначенный срок кончины уже при вратах. Придите прежде, нежели Я начну судить; ибо если Я предворю, восседши производить суд, то уже не буду миловать. Для того Я и представил ясный пример юродивых дев, которых светильники жизни, не имевшие елея правды, погасли, для которых отвечали изнутри: не знаю вас, чтобы предуказать на слова, какие будут сказаны на том суде грешникам.

Из Беседы на память мученика Васса

пятница, 12 августа 2011 г.

Катков о состоянии России после Крымской войны

Катков Михаил Никифорович (1818-1887) - русский журналист, публицист, издатель. Рост популярности Каткова был связан с его недюжинным публицистическим даром. Он мастерски владел словом. «Как публицист или собственно как стилист, он не имел себе равного между своими современниками, может быть, в целой Европе», - пишет историк Д. И. Иловайский". Катков

В 1862 г. Катков вместе с Леонтьевым приобретают в аренду газету «Московские ведомости». Очень скоро усилиями Михаила Никифоровича слабенькая университетская газета становится заметным явлением в отечественной журналистике.

Катков пишетв статье Мнимое и действительное: "Но истинная сила и крепость русской земли, русского государства, русского народа начинает давать себя чувствовать, пробившись сквозь тучу недоразумений, порождаемых фальшивым, расстроенным, болезненным мнением. Не только мы сами чувствуем теперь эту истинную силу, - ее не может не чувствовать и весь европейский мир. Но нам от этого не легче, и враги наши от этого не унывают. Чувствуя нашу силу, враги наши остаются тем не менее в убеждении, что наша истинная сила все-таки не преодолеет нашего мнимого бессилия. Они не слепы, они не могли не увериться в действительном единении всех частей русского народа между собой и с Верховной властью, но они рассчитывают на силу воображаемого, мнимого разъединения. Они должны очень хорошо понимать, что если бы мы сами сознавали себя такими, каковы мы на самом деле, что если бы наше мнение о себе совершенно совпадало с действительными условиями нашего быта, то мы разом приняли бы свойственное нам положение в Европе и стали бы вне всяких покушений и оскорбительных расчетов на нашу слабость и не-смыслие."

среда, 10 августа 2011 г.

Я - на бумаге

Несмотря на то, что я неодобряю бумажные издательства, меня тут оказывается как раз в бумажном издании и опубликовали. Не меня, конечно, а мои фотографии. Газета "Неизвестный артефакт" поместила мои фотографии Константино-Елененского монастыря сделанные ещё в 2009 году, в статье про монастырь и даже на обложке газеты.

Если кто-то заинтересовался, скачать электронную версию газеты можно ЗДЕСЬ.

(Я уже скачивала и вирусов там не обнаружила)

Справедливости ради нужно признать, что фотографии в газете гораздо худшего качества, чем у меня на сайте. А каковы они на сайте можно посмотреть на ЭТОЙ СТРАНИЦЕ.

Кстати, фотографии были переданы мною редактору год назад и теоретически предназначались для путеводителя по святым местам Санкт-Петербурга. Но, по-видимому, с путеводителем у редакции как-то незаладилось...

вторник, 9 августа 2011 г.

День св. Великомученика и целителя Пантелеимана

Сегодня празднуется день памяти всятого великомученика и целителя Пантелиимона.

Тропарь Пантелеимону Целителю

Страстотерпче святый и целебниче Пантелеимоне, /
моли милостиваго Бога, /
да прегрешений оставление /
подаст душам нашим.

На фотографии - Церковь св. великомученика и целителя Пантелеимона в Санкт-Петербурге

Молитва святому великомученику и целителю Пантелеимону

О великий Христов угодниче и преславный целебниче, великомучениче Пантелеимоне! Душею на Небеси Престолу Божию предстояй и Триипостасныя Его славы наслаждаяйся, телом же и ликом святым на земли в Божественных храмах почиваяй и данною ти свыше благодатию различные чудеса источаяй. Призри милостивым твоим оком на предстоящия люди и честнейшей иконе умильно молящиеся и просящия от тебя целебныя помощи и заступления. Простри ко Господу Богу нашему теплые молитвы свои и испроси душам нашим оставление согрешений наших. С верою призываем имя твое, святый праведный Пантелеимоне. Яко ты приял еси благодать от Господа Бога - недуги отгоняти и страсти исцеляти. Тебя убо просим: не презри нас, недостойных, молящихся тебе и твоея помощи требующих. Буди нам в печалех утешитель, в недузех лютых страждущих врач. Напаствуемым - скорый покровитель. Очам недугующим - прозрения датель. В скорбях пребывающим - готовейший предстатель и исцелитель. Исходатайствуй всем вся, яже ко спасению полезная. Яко да твоими ко Господу Богу молитвами получивше благодать и милость, прославим всех благих Источника и Дароподателя, Бога Единого, в Троице Святой славимого, Отца и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

воскресенье, 7 августа 2011 г.

Житие преподобного Кирилла Белозерского, составленное А.Н. Муравьёвым

Кирилл(в мире Козьма) Белозерский - архимандрит Симонова монастыря (1388 - 90), основатель (1397) Кирилло-Белозерского монастыря. Происходил из знатного боярского рода. Служил казначеем у своего родственника Т.В. Вельяминова, окольничего Дмитрия Ивановича Донского.Кирилл Белозерский и Кирилл Александрийский

А.Н. Муравьёв пишет о преподобном: "От благочестивых родителей происходил Кирилл, в первопрестольной Москве; мирское имя его было Косьма; с детства воспитан был он в благословении и познании Священного Писания; это духовное образование, которым сам воспользовался, сделалось духовным наследием иноков его обители. Родители его при своей кончине поручили юношу сроднику своему, Тимофею Волуевичу, который служил окольничим у великого князя Димитрия Донского и превосходил честью и богатством многих бояр; но богатства вельможи не имели влияния на юного сироту, который вперил всю свою мысль к Богу и, постоянно прилежа к церкви, в посте и молитве, ничего больше не желал, как пострижения иноческого. Видя его добродетель, возраставшую с годами, боярин приблизил к себе юношу и даже поставил его над всем своим имением; но и это не изменило мыслей любителя безмолвия, а только огорчило его заботою, что труднее будет ему достигнуть желаемой цели; на Бога возложил он печаль свою и Богу, провидевшему великого подвижника в юном Косьме, благоугодно было споспешествовать ему к достижению иночества..."

А.Н. Муравьёв. Житие преподобного Кирилла Белозерского

Составитель Жития - Муравьёв Андрей Николаевич (1806 - 1874) камергер российского императорского двора; православный духовный писатель и историк Церкви, паломник и путешественник; драматург, поэт. Почётный член Императорской академии наук (1836).

пятница, 5 августа 2011 г.

Русские вымирают?

Численность населения по субъектам Российской Федерации за 100 лет (1926-2026)

Регион 1926 1939 1959 1970 1979 1989 2010 2015 2026 2026 к 1926
Республика Адыгея262278324386405433443442422161%
Республика Алтай107162157168172192211220230215%
Алтайский край24792224252625022503263124912427221289%
Амурская область4146347187939371058861835753182%
Архангельская область86111091267140114671570125412091079125%
Астраханская область61568370286891699810071010976159%
Республика Башкортостан254631573342381838493951406640523887153%
Белгородская область16771440122612611305138115301555152691%
Брянская область17091802155015821507147512921243111465%
Республика Бурятия3895466738129011041964953903232%
Владимирская область121113441403151115801654143013741224101%
Волгоградская область172417751854232324752594259025342330135%
Вологодская область17281601130812961310135412141182108363%
Воронежская область25252710236925272479247022622183196478%
Республика Дагестан74410231063142916281803273728633025407%
Еврейская автономная область36109163172190216185182168465%
Забайкальский край6299631036114512331378111710971027163%
Ивановская область1064138512901313130012981067101588883%
Иркутская область86113031977231325602831250324642305268%
Кабардино-Балкарская Республика224350420588675760894896866386%
Калининградская область......611732807871938933886...
Республика Калмыкия135179185268294323283280267198%
Калужская область1324118393699510071067100297488967%
Камчатский край191092212883794663423312991572%
Карачаево-Черкесская Республика178251278345368418427422396222%
Республика Карелия261469651714736791684662598229%
Кемеровская область79816542786291829583176282127742580323%
Кировская область22092284188617271662169313911333116753%
Республика Коми22632081696511181261951912818362%
Костромская область1081107792287180481068866459655%
Краснодарский край293428893439412444104681516152075104174%
Красноярский край130516832204251626983028289428562667204%
Курганская область123697699910861080110594890278764%
Курская область1846177314831474139913391149109897053%
Ленинградская область92312481199135315191661163016051522165%
Липецкая область14781353114212241225123011581125102269%
Магаданская область71521892513333851611531321887%
Республика Марий Эл489581648685703749698681624128%
Республика Мордовия125911871002103099196482778768955%
г. Москва208046096134719581428967105631062610157488%
Московская область260941884816564162286694675368506822261%
Мурманская область3229156880096611478378077312283%
Ненецкий автономный округ144637394755424341291%
Нижегородская область275435653650370937173734332431952864104%
Новгородская область1092115373772272275364160552348%
Новосибирская область158818632299250526182782265026252468155%
Омская область112213901645182419552140201219841849165%
Оренбургская область149816751830205020892175211320771927129%
Орловская область1537128692993189389181378370346%
Пензенская область19971648150815361503150413731328119860%
Пермский край173420852993302330123100270126392433140%
Приморский край6378881381172119782258198219131701267%
Псковская область1678155195287585084668964454933%
Ростовская область245028933312383140814309423041323794155%
Рязанская область2079192514451412136213461151110498247%
Самарская область145416442258275130933266317031222904200%
г. Санкт-Петербург173734313367403345885024460045444225243%
Саратовская область25412273216324542560268725652507230191%
Сахалинская область121006496166557105114894303584%
Свердловская область171626114044432044544717439443474094239%
Республика Северная Осетия - Алания287408451553597634701703688240%
Смоленская область21661980114311061121115896691779937%
Ставропольский край151715131605196121712440271127122612172%
Тамбовская область2016187815491512139013211088102888944%
Республика Татарстан258829142850313134363638377937833648141%
Тверская область26662487180717171649167013601294114143%
Томская область3956437477868661002104410481010256%
Тульская область15231726192019531906186715401451124882%
Республика Тыва......172231267309317330349...
Тюменская область9439911092140618873081343035413626385%
Удмуртская Республика102512231337141814941609152615051412138%
Ульяновская область12761183111712251270140112991250110687%
Хабаровский край147549980117413761609140013791277869%
Республика Хакасия121276411446500569539540519429%
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра399312427156912681539160916904334%
Челябинская область105217292977328934393624350834573222306%
Чеченская + Ингушская Республики107814541421212923072551253628173365312%
Чувашская Республика - Чувашия89110781098122412931336127812511162130%
Чукотский автономный округ132147101133158494641315%
Республика Саха (Якутия)2874144876648391081949949927323%
Ямало-Ненецкий автономный округ194862801584865475706103212%
Ярославская область14231602139614001425147013061271115981%

Примечание: данные о численности населения после 2010 являются предположительным расчетом (низкий сценарий) и приведены по изданию: Предположительная численность населения Российской Федерации до 2030 года. Статистический бюллетень. Росстат. - М:, 2010.

Источник

четверг, 4 августа 2011 г.

Святая равноапостольная Мария Магдалина

Св. Мария Магдалина

Сегодня празднуется День св. равноапостольной Марии Магдалины

Молитва святой равноапостольной Марии Магдалине
О святая мироносице и всехвальная равноапостольная Христова ученице Магдалино Марие! К тебе, яко верней и мощней о нас к Богу ходатаице, грешнии и недостойнии, ныне усердно прибегаем и в сокрушении сердец наших молимся. Ты в житии своем страшныя козни бесовския испытала еси, но благодатию Христовою явно тех свободилася еси, и нас молитвами твоими от сети бесовския избави, да выну во всем житии нашем делом, словом, мыслию и тайными помышлении сердец наших верно послужим единому Святому Владыце Богу, якоже Тому обещалися есмы. Ты паче всех благ земных сладчайшаго Господа Иисуса возлюбила еси и Тому чрез все житие добре последовала еси, Божественными учении Его и благодатию не токмо свою душу питающи, но и множество людей от тьмы языческия ко Христа чудному свету приводящи; то ведуще, просим тя: испроси нам у Христа Бога благодать просвещающую и освящающую, да, ею осеняеми, преуспеваем в вере и благочестии, в подвизех любве и самоотвержения, да неленостно тщимся служити ближним в их нуждах духовных и телесных, памятующе пример твоего человеколюбия. Ты, святая Марие, бодренно благодатию Божиею протекла еси житие на земли и мирно отшла еси во обители Небесныя, моли Христа Спаса, да молитвами твоими сподобит нас непреткновенно совершити странствие наше в сей юдоли плача и в мире и покаянии скончати живот наш, да тако и в святости на земли поживше, вечныя блаженныя жизни на Небеси сподобимся и тамо с тобою и всеми святыми вкупе выну восхвалим Троицу Нераздельную, воспоим Едино Божество, Отца и Сына и Духа Всесвятаго, во веки веков. Аминь.