суббота, 27 ноября 2010 г.

Брюсов. Диалог о футуризме

Брюсов
Брюсов Валерий Яковлевич (1873 - 1924) - русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед, литературный критик и историк. Один из основоположников русского символизма.

Критический «диалог» Брюсова "Здравого смысла тартарары. Диалог о футуризме", наряду со статьей «Новые течения в русской поэзии. Футуристы» (РМ, 1913, № 3), а также статьями «Год русской поэзии» (РМ, 1914, № 5) и «Игорь Северянин» (СС, т. 6), является его основным высказыванием о русских футуристах в период их первых литературных выступлений. Футуризм возник и развивался как течение, противопоставлявшее себя символизму. Тем не менее Брюсов отнесся к нему гораздо снисходительнее, чем к акмеизму. Он даже противополагал футуризм и акмеизм как явления «стихийное» и «тепличное» (Новые течения в русской поэзии. Акмеизм.— РМ, 1913, №4). В «диалоге» сталкиваются разные точки зрения на футуризм. Авторская позиция приближается к примирительному мнению «Историка литературы». Не случайно суждения этого участника «диалога» о «содержании» и «форме» поэзии Брюсов повторяет в заметке «Поэзия и проза» (София, 1914, №6), публикуемой в наст, томе в составе «Miscellanea».

Отношение Брюсова к различным направлениям внутри футуризма неоднородно. Преувеличенно высокую оценку он дает эгофутуристу Игорю Северянину, благожелательно высказывается о поэтах группы «Центрифуга», отмечая цельность поэзии Н. Асеева и особенно выделяя лирику Б. Пастернака. Брюсов не только оставался верен своей высокой оценке Пастернака, но в последние годы жизни испытал влияние его творчества. Пастернак, в свою очередь, говорил о «поэтической силе, высокой... заразительности» поэзии Брюсова (см.: Максимов Д. Брюсов. Поэзия и позиция. Л., 1969, с. 77 — 78).

Острие критики было направлено против кубофутуристов (Велемир Хлебников, А. Крученых, Д. Бурлюк, В. Маяковский и др.). Именно эту группу Брюсов имел в виду, когда в статье «Год русской поэзии» (РМ, 1914, № 5) писал, что футуризм «Ничего положительного (...) так и не дал,— по крайней мере за 2—3 года своего существования». Из группы кубофутуристов он выделил Маяковского: «У г. Маяковского много от нашего «крайнего» футуризма, но есть свое восприятие действительности, есть воображение и есть умение изображать. (...) ...как в маленьком сборнике г. Маяковского («Я». М., 1913.— Р. П.), так и в его стихах, помещенных в разных сборниках, и в его трагедии («Владимир Маяковский». М., 1914.—Р. П.) встречаются и удачные стихи, и целые стихотворения, задуманные оригинально» (РМ, 1914, №5).

Последнее по времени развернутое высказывание Брюсова о футуризме, подытоживающее и вместе с тем вносящее некоторые значительные поправки в его более ранние суждения, см. в статье «Вчера, сегодня и завтра русской поэзии»

Р. Помирчего. Комментарии к статье // Брюсов В. Сочинения. В 2-х т. Т. 2. Статьи и рецензии 1893—1924; Из книги «Далекие и близкие»: Miscellanea/Вступ. статья [Д. Максимова]; сост. [Д. Максимова] и Р. Помирчего; коммент. Р. Помирчего.— М.: Худож. лит., 1987.

воскресенье, 21 ноября 2010 г.

Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

Икона: Архангел Михаил
Митрополит Сурожский Антоний
Святой Архистратиг Михаил

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Каждому человеку дано имя; это имя для него — знак, что он под особым покровительством того или иного святого, и еще — это призыв ему уподобиться тому, кому он поручен. Но имена человеческие, которые мы носим от крещения, не выражают нашу конечную сущность, потому что мы в становлении, мы постепенно вырастаем в ту меру, которой мы призваны достичь во Христе, Господе нашем Иисусе.

Архангелы и Ангелы носят имена, которые светозарно выражают и самую их сущность, и тайну познания ими живого Бога. И каждый носит иное имя, потому что каждый из них, зная Того же Бога, приобщаясь тайне Его жизни, однако, воспринимает эту тайну по-разному и возвещает ее всей твари по-своему.

И вот мы слышим имена святого архистратига Михаила, архангела Гавриила, архангела Рафаила и многих других. И каждый из них нам открывает тайну о Боге в её чистоте, но раскрывает перед нами и тайну собственного своего богопознания. Архангел Гавриил нам возвещает, что Бог спасает. Архангел Рафаил гласит о том, что Он — целитель, исцеляющий всякий недуг. Но самый таинственный, самый великий в своем познании Бога — Архистратиг Михаил, имя которого значит «Никто как Бог» или «Един Бог». Это слово — крик, весть, которые он приносит всему миру, не словом, а всем своим существом. Он нам говорит о том, что един Бог, никого нет подобного Ему, и только Ему мы можем и должны поклоняться. Бесподобен Бог, дивен Бог, нет у Архистратига Михаила другого опыта, кроме как это чудо: Никто как Бог.

Мы сейчас празднуем его память, празднуем с ним память и всех других архангелов и ангелов; и мы должны вслушаться в их имена и получить от них ту весть, которую они доносят до нас о тайне Божества. Святой Григорий Палама, один из величайших святых XIV века, называет ангелов «светами вторыми». Он говорит нам, что ангел так прозрачен, что через него льется на нас и достигает до нас свет Божественный; что они так прозрачны, что через них мы познаём не их, а живого Бога, Которого они познали. Как мы должны им быть благодарны за это! Как благоговейно должны мы отнестись к их неизмеримой, страшной, дивной и спасительной святости! И поэтому, празднуя их день, примем от них благовестие; и сегодня, так как это особенный день святого Архистратига Михаила, примем его благовестие:

Никто как Бог, — и получив эту весть, увидев, что Божия тварь, ангел Божий, так познал Бога и так вырос в меру этого познания, научимся от него, каждый в свою меру, жить этой вестью: никто как Бог, никто как Бог; и пусть всё остальное, как бы оно ни было прекрасно, как бы оно ни было велико, дивно, пусть всё отступит и займет свое место. Пусть сияние Божие будет перед нашими глазами несравненным, а остальное пусть горит и сияет светом, который от Бога изливается на всё и всему дает глубину, красоту и вечную жизнь.
Аминь.
Источник

суббота, 20 ноября 2010 г.

Н.Ф. Федоров о храме св. Софии, стоящем без пения

Святая София Константинопольская
Святая София Константинопольская - бывший патриарший православный собор, впоследствии — мечеть, ныне — музей; всемирно известный памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии.

Во времена Византийской империи собор находился в центре Константинополя рядом с императорским дворцом. В настоящее время находится в историческом центре Стамбула, район Султанахмет. После захвата города османами Софийский собор был обращён в мечеть, а в 1935 году он приобрёл статус музея.

Заметка Фёдорова Николая Фёдоровича (1829 - 1903) русского религиозного мыслителя и философа-футуролога, деятеля библиотековедения, педагога-новатора, одного из основоположников русского космизма является откликом на первую главу статьи В.А. Кожевникова "Из путевых впечатлений по Востоку" (см. примеч. 428 к "Отечествоведению"), носившую название "Св. София". Описывая храм Св. Софии в Константинополе, превращенный магомеганами в мечеть, Кожевников подчеркивал, что в самой его архитектуре нашли воплощение глубокие истины православия и прежде всего идея соборности, "понятие единства во множестве, цельности и нераздельности в общем, при сохранении самобытности частного" ("Русский вестник", 1898, N 9, с. 55) - в противоположность иерархической идее католицизма, выраженной готическими храмами.

Заметка Н.Ф. Федорова "В храме Софии, стоящем без пения"
(на фотографии - Софийский собор времён Византийской империи (реконструкция)).

вторник, 16 ноября 2010 г.

А.Н. Островский о театральном самоуправлении

А.Н. Островский
Островский Александр Николаевич (1823 - 1886) - выдающийся русский драматург, член-корреспондент Петербургской Академии наук.
Этой запиской Островский продолжает хлопоты о самостоятельном управлении московскими театрами, начатые им еще в 1884 г. Хотя уже к лету 1885 г. становится известно о решении передать драматургу место заведующего репертуаром, официального извещения об этом долго не было. Более того, начали распространяться слухи о назначении заведующим театрами «какого-то Ржевского» (ПСС, XVI, 197). Слух об этом проник даже в газеты. Так, в газете «Новое время» сообщалось: «Слух о назначении начальником московской драматической труппы А. Н. Островского — не подтверждается. Говорят, эту должность займет или г. Погожев (начальник петербургской театральной конторы), или чиновник министерства императорского двора, действительный статский советник Ржевский» (1885, 18 августа). Островскому стало известно также, что В. П. Погожев, закрывая сезон, сказал артистам, что «были какие-то интриги и фантазии, но что им дан отпор и все останется по-прежнему и т. п.» (ГЦТМ, ф. 200, ед. хр. 1775, № 67264). Все это вызвало у драматурга чрезвычайное беспокойство (ПСС, XVI, 194—195). М. Н. Островский сообщил брату, что все слухи неосновательны и что решение о его назначении абсолютно верно. И в ответ на это письмо Островский послал брату для передачи Петрову настоящую записку, работу над которой он начал еще в середине мая. Одним из важнейших положений записки был проект создания репертуарного совета с совещательными функциями, в состав которого входили бы виднейшие ученые и литераторы. В функции совета должно было входить определение достоинств новых пьес, возобновление пьес прежнего репертуара, оценка достоинств постановки, а также сценических данных актеров, претендующих на работу в театре. 23 сентября записка была передана по назначению, а в ноябре драматург выехал в Петербург для встречи с Петровым. К концу ноября все вопросы были разрешены, и Островскьй сообщил А. А. Майкову, что они оба «должны вступить в должность с 1-го января» (ПСС, XVI, 212). Извещая об этом событии А. Д. Мысовскую, Островский так объяснял причину нового назначения: «Происходит вот что: некогда знаменитый Московский театр в последнее время видимо клонится к упадку. Возрождение его стало желанием публики и авторов и задачей для правительства. Для исполнения этой задачи нужны: знания, опытность и энергия; эти качества нашли, по крайней мере подозревают, во мне (...) ввиду общего дела, общей пользы я никогда не умел беречь себя» (ПСС, XVI, 218). 1 января 1886 г. Островский вступил в должность заведующего репертуарной частью московских императорских театров.
Текст записки А.Н. Островского "Соображения по поводу устройства в Москве театра, не зависимого от Петербургской дирекции, и самостоятельного управления"

среда, 10 ноября 2010 г.

Празднование памяти мученицы Параскевы Пятницы

Икона вмц. Параскевы
Святая великомученица Параскева ПятницаСвятая великомученица Параскева, прозванная Пятницею, жила в III веке в Римской империи, в городе Иконии. Родители ее были христиане. Они особенно чтили всегда пятницу - тот день в неделе, в который пострадал Господь наш Иисус Христос, и потому, когда родилась у них дочь в этот именно день, назвали и ее Параскевою, что означает (с греческого языка) - Пятница.
Всем сердцем возлюбила юная Параскева чистоту девственной души, приняла обет девства и заботилась о распространении веры Христовой среди язычников. В 300-ом году пришел в город военачальник императора Диоклетиана, которому было поручено истребить христиан. Параскева отказалась принести жертву идолам, и за это была подвергнута истязаниям. Ее повесили на дереве и терзали тело железными гвоздями и потом изъязвленную до костей и едва живую бросили в темницу. Бог не оставил святую страдалицу и чудесно исцелил ее. Злобный мучитель не вразумился этим чудом и продолжал истязать святую Параскеву, приказав повесить на дереве и жечь факелами. Наконец ей отсекли мечом голову. Христиане похоронили тело святой Параскевы. От мощей великомученицы подавались исцеления болящим.
У православных христиан святая Параскева (Пятница, или Петка) издревле пользовалась любовью и почитанием. С ее памятью соединяется множество благочестивых обычаев и обрядов. Ей посвящали храмы и придорожные часовни (Пятницы); считали ее за покровительницу полей и скота. В день ее памяти русские люди приносили в храм плоды для освящения. Не было ни одного торга на Руси, где бы не стоял храм или часовня в честь Параскевы-Пятницы. Особенно почитали святую промышленники, торговцы и путешественники. В дореволюционной Москве было четыре храма в ее честь, в том числе один в Охотном ряду.
На Руси издревле Святая Параскева считается целительницей душевных и телесных недугов, хранительницей семейного благополучия и счастья. Ей же молились девушки на выданье, чтобы выйти замуж по любви и поскорее. Память великомученицы Параскевы-Пятницы празднуется святой Церковью 28 октября по старому, 10 ноября по новому стилю.

В 2006 году нам удалось побывать в селе Ильеши - месте, где произошло явление иконы великомученицы Параскевы. Об этом у нас на сайте "Монастыри и храмы Северо-запада России" есть фоторепортаж: Церковь святителя Николая Чудотворца в селе Ильеши и место явления иконы св. великомученицы Параскевы, нареченной Пятницей
А я особенно чту эту святую, потому что родилась в день её памяти 10 ноября.

Тропарь, Глас 4-й
Премудрая и всехвальная Христова мученица Параскева,/ Мужескую крепость приемши,/ Женскую же немощь отвергши,/ Диавола победи и мучителя посрами,/Вопиющи и глаголющи/Приидите тело мое мечем ссецыте и огнем сожгите,/ Аз бо радующися иду ко Христу,/Жениху моему;/Тоя молитвами Христе Боже спаси души наша.

вторник, 9 ноября 2010 г.

Начало Техасской революции. Битва при Гонсалесе

Пушка Гонсалеса
На сайте "Литература и Жизнь" в разделе "История Европы и Америки XIX-XX вв" продолжается публикация статей, посвящённых истории США. М.В. Гуминенко "Техасская война за независимость (1835-1836 гг.) и образование республики Техас. Предыстория событий. Битва при Гонсалесе 2 октября 1835 года".
...Техас к началу XIX века был практически не заселён. В течении ста лет Испания пыталась колонизировать эту территорию (провинцию Тексас [1]), но каждый раз эти попытки не приводили ни к каким результатам. К 1820-му году здесь было только три поселения: Накогдочес, Сан-Антонио и Голиад, в которых в общей сложности проживало около 2 500 человек. Чтобы создать со стороны Мексики барьер на пути индейцев и получить наконец с этой земли хоть какую-то прибыль, испанские власти приняли решение привлечь колонистов из Соединённых Штатов. Американцы и сами были не прочь испытать судьбу в Техасе. Американец Мозес Остин начал переговоры с губернатором Новой Испании, чтобы получить разрешение на поселение в Сан-Антонио на постоянное жительство колонистов англо-саксонского происхождения. Когда было подано это прошение, Техас входил в состав Восточной провинции Новой Испании. С помощью своего старого знакомого, барона де Бастопа, губернатор Техаса Антонио Мария Мартинес направил прошение Мозеса Остина генералу Хоакину де Арредондо, который управлял вице-королевством от имени Испании. Незадолго до провозглашения независимости Мексики Арредондо одобрил это ходатайство. Оно вступило в силу с 17 января 1821 года...
Полный текст статьи М.В. Гуминенко "Техасская война за независимость (1835-1836 гг.) и образование республики Техас. Предыстория событий. Битва при Гонсалесе 2 октября 1835 года" опубликован на сайте "Литература и Жизнь".

четверг, 4 ноября 2010 г.

Церковь во имя иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радосте" в Сергиево

На нашем сайте "Православные монастыри и храмы Северо-запада России" появился новый альбом: "Церковь во имя иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" в Сергиево (Приписная к церкви св. прмч. Андрея Критского в пос. Володарский)"
Часовня была заложена 2 Мая 1902 года в воспоминание этих двух событий: прославления иконы Богородицы "Всех скорбящих Радосте" на Неве близ Стеклянного завода и чудесного спасения наследника русского престола Цесаревича Николая Александровича (будущего императора Николая II), на которого 29 апреля 1891 года в японском городе Отсу напал мятежный японский полицейский и нанёс два сабельных удара по голове.

29 апреля 1905 года часовня была освещена. В часовне пассажиры, едущие по железной дороге, могли подать записки для совершения проскомидий и служения молебнов и панихид в Троице-Сергиевой Пустыни, которая была расположена в нескольких километрах к северу от железнодорожной станции Сергиева Пустынь. Часовня была закрыта в 1930-е годы советской властью.

В 1992 году приходу было возвращено принадлежавшее Обществу ревнителей веры и милосердия полуразрушенное здание часовни во имя иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость" у железнодорожной платформы "Володарская". С благословения ныне почившего Владыки Иоанна (Снычева), митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского, часовня была реконструирована под церковь.

Церковь иконы Божией Матери