суббота, 28 августа 2010 г.

Успение Пресвятой Богородицы

Святого праведного Иоанна Кронштадтского,
Слово в день Успения Пресвятой Богородицы.


Воспою радуяся Тоя успение. (Ирм. пес. 1).

Успение Пресвятой БогородицыБратия, что это значит, что Церковь кончину Божией Матери называет не смертию, как обыкновенно мы называем кончину людей, а успением, или что все равно - успокоением или мирным сном, и не только не скорбит, не плачет при гробе Ее, а напротив, поет радостные, торжественные песни Ее исходу? То, что преблагословенная Матерь Господа в самом деле не умерла, как обыкновенно умирают люди, а как бы уснула ненадолго мирным сном после тяжких скорбей жизни, и что гроб Ее, бывший для Нее дверью к небесному царствию, скрывает в себе много радости для христианина; из этого гроба воскресшего Господа, веет и на нас небесным нетлением, или лучше сказать - этот гроб непреложно обещает и нам бессмертие по душе и нетление по телу, истребляя в нас страх смерти. Слава Победителю смерти, Господу Иисусу! До пришествия Его смерть была очень страшна для человека потому, что она похищала свои добычи безвозвратно, а средств избавиться от ней никаких не было, так как грех, которым сильна была смерть, разливался подобно морскому наводнению и остановить это наводнение ничто было не в силах; между тем знали, что люди, похищенные смертью, как пленники содержались там, куда они обыкновенно отходили после смерти. Было, правда, два-три примера, что двое из людей вовсе не испытали смерти, а один молитвою и слезами получил отсрочку от ней тогда, как она совсем было занесла уже на него убийственную руку и ей не велено было касаться его еще пятнадцать лет. Но что значили это два-три примера в сравнении с миллионами людей умиравших? Тоже, что капля в океане. При том последний пример не был совсем утешителен для людей потому, что царь Езекия не мог же совершенно избавиться от смерти, а только вымолил себе отсрочку от ней, а первые два - Енох и Илия считались неподражаемыми по святости жизни, за которую они были живыми взяты на небо. Что же видим теперь, после явления Господа во плоти нашей и после победы, одержанной Им над грехом и смертию? Весь ужас смерти исчез; она сделалась как бы мирным сном, после которого настает радостное утро всеобщего воскресения. По мере того, как каждый из нас побеждает еще живущий в нас грех, - а теперь даны нам все средства побеждать его (2 Петр. 1, 3), - исчезает и страх смерти так, что торжествующие победители греха с радостию встречают ложе смерти и уже не умирают, а точно засыпают мирным сном. "Ныне", говорит св. Златоуст, "Господь сокрушил врата адовы и самое лице смерти истребил. Но что я говорю: лице смерти? Даже самое имя смерти изменил: ибо она теперь называется уже не смертью, но успокоением и сном". Самый очевидный пример торжества над смертию видим мы в пречистой Матери Господа. Она склонилась во гробе только для краткого отдохновения плоти. Говорим, для краткого потому, что, по свидетельству предания, на третий день после Ее смерти уже не найдено во гробе пречистого тела Ее; оно воскрешено и взято было на небо, где, вместе с душею стало наслаждаться блаженством небесным. За Божиею Материю видим апостолов и мучеников, которые встречают смерть с радостию, как величайшего друга, который в замен скоропреходящих благ настоящего мира, или в замен его бед и скорбей дарствует им вечные радости царствия небесного. За ними видим всех святых, которые смотрели на смерть также с радостию, видя в ней конец земных трудов и начало небесной славы. Святая Церковь старается и в нас поселить такое же бесстрашие к смерти, увещевая нас прогонять страх ее постепенным искоренением в себе грехов, и своих мертвецов она не называет теперь иначе, как усопшими, т.е. уснувшими, потому что бессмертная жизнь в будущем веке так теперь для нас несомненна и право наше на нее так верно, что мы не можем или не должны иначе смотреть на смерть как на сон. Слава бесконечно благому Богу! Прежде над мертвецами долго и безутешно рыдали и даже повелевалось прямо над мертвецами источать слезы: чадо, говорит богопросвещенный мудрец, над мертвецом источи слезы, и якоже зле страждущ начни плач... . Горек сотвори плач, и рыдание тепло, и сотвори сетование, якоже ему достоит (Сирах. 38, 16. 17); а ныне вместо надгробного рыдания мы поем песнь: аллилуйя или хвалите Бога, восхваляя божественную премудрость и благость, которая смерть сделала переходом к бессмертию.

Братия! звания небесного причастницы, вы видели на иконе всечестного и славного Успения Богоматери, как Она мирно почивает: какое спокойствие и отражение небесной радости на Ее лике! Это точно сон, краткий переход от земли на небо. Поучимся же и сами рачением к добродетели и презрением к пороку сделать смерть свою мирным сном. Доколе будет царствовать в нас грех, дотоле будет страшна для нас и смерть, потому что, точно, смерть грешников люта (Пс. 33, 22). Грех есть причина смерти: оброцы греха, сказано, смерть (Римл. 6, 23).

Будем же посильно побеждать в себе грех, как причину смерти. Побеждать его только сначала весьма трудно, а потом будет и легко и сладостно, так как по мере увеличения страданий, причиняемых борьбою со грехом, будет увеличиваться и утешение Христово (2 Кор. 1, 5) в нас, и Господь, сказавший, что иго Его благо и бремя легко (Мф. 11, 30), верно сделает легкими и животворными и труды подвижников. При том, что достается трудом, то дороже ценится и тем мы больше наслаждаемся. Мы для трудов и созданы, а не для неги и бездействия. Дя, небесная слава, конца неимеющая, без сомнения и стоит посильных трудов целой жизни. Это несравненное блаженство, это царство славы даром не дается. Царство небесное, сказано, нудится, т.е. силою приобретается, и нуждницы восхищают е (Мф. 11, 12).

Не от того ли мы так ленивы побеждать в себе страсти и злые наклонности, что в нас слаба вера в жизнь будущего века? Но она также несомненна, как настоящая жизнь наша. Разве Тот, Кто дал нам начаток жизни здесь - на земле, не даст нам полной, совершенной жизни на небе? Да, это неизбежно должно быть и этому труднее не быть, чем быть. И в этом уверяет нас неложное слово Божие: вси сущии во гробех, говорит оно, услышат глас Сына Божия, и услышавши оживут, и изыдут, сотворшии благая, в воскрешение живота: а сотворшии злая, в восрешение суда (Иоан. 5, 28. 29).

Братия! вечная жизнь за гробом не подлежит никакому сомнению. Но также не подлежит ни малейшему сомнению, что она может быть двоякая: для праведников - блаженная, а для ожесточенных грешников - мучительная. Смерть есть предел, граница между настоящею и будущею жизнию, и мы не знаем далеко или близко она от нас. Будем готовы всегда стать на эту грозную границу между двумя жизнями. Аминь.
Источник

понедельник, 23 августа 2010 г.

Мирской Петербург

Петропавловская крепость

Вчера, 22 августа 2010 как бы официально открылся наш сайт-приложение "Мирской Петербург".

К чему же он прилагается? - К сайту Монастыри и храмы Северо-запада России, который существует два года по нынешнему адресу. Поскольку у меня оставались ещё и "мирские" фотографии Санкт-Петербурга, мне захотелось сделать ещё один сайт о мирской архитектуре. Однако, мне не понравилась идея регистрировать его отдельно: нужно приложить достаточно усилий на рекламу, добиться, чтобы его проиндексировали поисковики и пр... И я пришла к выводу, что лучше присоединить его уже к готовому сайту. Надеюсь, что в результате вместо двух маленьких сайтов будет один большой!

Официально сайт открылся Альбомом "Петропавловская крепость", хотя ранее, весной 2010 года на нём уже были выложены два альбома: посёлок Саблино Ленинградской области и Военно-патриотическое мероприятие посвящённое празднованию 65-летия победы в Великой Отечественной Войне: "Последний бой Великой Отечественной Войны" Добровольцев, 22 мая 2010. Но тогда, весной, я посчитала, что двух альбомов - один - о маленьком дачном посёлке у железной дороги на Москву и второй - с примерами реконструкций военной формы и техники времён Второй мировой - слишком мало, чтобы объявлять об открытии сайта "Мирской Петербург". Нужно было сначала выложить какой-нибудь альбом посерьёзнее, например рассказать о Петропавловской крепости - ведь именно с её основания начался город.

Судя по надписи на странице альбома "Все фотографии сделаны весной 2009 года", вы можете легко определить, что я собиралась осуществить задуманное - более года! Всё как-то времени не хватало... или желания. Ну вот наконец-то я его сделала!

В общем - ура!

суббота, 21 августа 2010 г.

Несколько слов о фильме Питера Эдвардса "Стрелки чести: Быстрый курок"

Стрелки чести: Быстрый курок
Вестерн - направление искусства, характерное для США, может включать в себя различные жанры, например, комедию, боевик, детектив, триллер и даже фантастику. Вестерн может быть отнесён и к историческому жанру, если опирается на документальные события и его создатели стараются соблюсти реалии исторической эпохи. К такому виду вестернов можно было бы отнести фильм Питера Эдвардса "Стрелки чести: Быстрый курок" (Guns Of Honour. Trigger Fast. 1994).

Фильм рассказывает о времени, когда окончилась гражданская война Севера и Юга. У победивших "Северян" слишком велико искушение злоупотребить своей победой и полученной властью по отношению к населению "Юга".

Статья М.В. Гуминенко "Несколько слов о фильме Питера Эдвардса "Стрелки чести: Быстрый курок" (Guns Of Honour. Trigger Fast. 1994)" Рассматривает этот фильм с точки зрения его соответствия указанной эпохи.
Несмотря на то, что фильм поставлен довольно-таки интересно, он имеет ряд недостатков...
В общем, читайте статью!

четверг, 19 августа 2010 г.

Преображение Господне

Икона Преображения Господня
Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа празднуется: Август 6 (ст.ст)/ 19 авг. (н. ст.)
Отдание Праздника Преображения - 26 августа (н. ст.).

Праздник установлен в память Преображения Господа нашего Иисуса Христа перед учениками на горе Фавор. О нем рассказывается в трех синоптических Евангелиях: от Матфея (17:1-6), Марка (9:1-8), Луки (9:28-36).

Незадолго до Своих страданий, Иисус Христос взял трех учеников Петра, Иакова и Иоанна, и с ними взошел на высокую гору помолиться. (По древнему церковному преданию это была прекрасная гора Фавор, покрытая богатою растительностью с подошвы до вершины).

Пока Спаситель молился, ученики от утомления заснули. Когда же проснулись, то увидели, что Иисус Христос преобразился: лицо Его просияло, как солнце, а одежды Его стали белыми, как снег, и блистающими, как свет. В это время явились к Нему, во славе небесной, два пророка - Моисей и Илия и беседовали с Ним о страданиях и смерти, которые Ему надлежало претерпеть в Иерусалиме. Необычайная радость наполнила при этом сердца учеников. Когда же они увидели, что Моисей и Илия отходят от Иисуса Христа, Петр воскликнул: "Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи (то есть палатки): одну Тебе, одну Моисею и одну Илии", - не зная, что сказать. Вдруг светлое облако осенило их, и они услышали из облака голос Бога Отца: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте!"

Ученики в страхе пали на землю. Иисус Христос подошел к ним, коснулся их и сказал: "встаньте и не бойтесь". Ученики встали и увидели Иисуса Христа в обыкновенном виде.

Когда же они сходили с горы, Иисус Христос повелел никому не рассказывать о том, что видели, пока Он не воскреснет из мертвых.

Славное Преображение Господа нашего Иисуса Христа, св. Православною Церковью празднуется 6-го августа (19-го августа н. ст.). День этот почитается одним из великих праздников. Своим Преображением Спаситель показал нам, какими станут люди в будущей жизни, в Царствии Небесном, и как преобразится тогда весь наш земной мир.

В праздник Преображения, после литургии, приносятся в храм и освящаются для вкушения виноград и вообще древесные плоды, например яблоки груши, сливы и прочие.

Праздник Преображения Господня отмечается Православной Церковью начиная с IV века, со времени построения св. равноап. Еленой на горе Фавор храма, посвященного этому событию.

среда, 18 августа 2010 г.

Иловайский Дмитрий Иванович и его диссертация

Иловайский

Иловайский Дмитрий Иванович (1832 - 1920) русский историк и публицист, монархист.
Родился в 1832 году в семье мещанина, управляющего имением графини Пален. Окончил трехклассное раненбургское уездное училище и первую городскую гимназию. В 1854 году окончил историко-филологический факультет Московского университета. После окончания университета преподавал в гимназии в Раненбурге, потом в 3-й московской гимназии.

В 1858 году Иловайский защитил магистерскую диссертацию по теме «История Рязанского княжества», за которую был удостоен Уваровской премии Академии наук. Состоял адъюнктом по кафедре всеобщей истории в Московском университете. С 1862, выйдя в отставку, занялся научной и публицистической деятельностью. По учебникам истории Иловайского учились несколько поколений российских гимназистов.
Д.И. Иловайский пишет о своём сруде: "Излагая историю Рязанского княжества, я имел в виду следующее: во-первых, привести в известность и дать единство фактам, до сих пор разрозненным и отрывочным; во-вторых, указать на самые важные эпохи, которые перешивало княжество, и, в-третьих, по возможности, проникнуть в его внутренний быт. Хотелось бы дать больше места последней, бытовой стороне и остановиться на духовной жизни народа; но здесь историк встречает сильные затруднения, по крайней скудности источников и отсутствию предварительных исследований. Отчетливое изображение древнерязанского быта невозможно до тех пор, пока не будут собраны и изданы в значительном количестве местные предания, песни, поверья, остатки прежних обычаев, пока русская археология и филология не приведет в известность и не объяснит хотя наиболее замечательных памятников рязанской письменности, а равно и памятников искусства, принадлежащих Рязанскому краю...

суббота, 14 августа 2010 г.

Афанасий Афанасьевич Фет пишет из деревни...

А.А. Фет
Четвертый цикл очерков писался Фетом, вероятно, несколькими годами раньше, чем появился в печати. 26 февраля 1865 г. И.П. Борисов сообщал Тургеневу: «Но новые его рассказы из деревни — прелесть. Истинны, умны и твердо спокойны без раздражения» (ТС. V. С. 487). О работе над этими же очерками Фет писал в это время в не дошедшем до нас письме к Л.Н. Толстому. Толстой отвечал (письмо от 16 мая 1865 г.): «Я не понял вполне то, что вы хотите сказать в статье, которую вы пишете; тем интереснее будет услышать от вас, когда свидимся. Наше дело земледельческое теперь подобно делам акционера, который бы имел акции, потерявшие цену и не имеющие хода на бирже» (Толстой Л.Н. Переписка. Т. 1. С. 370).

Между тем Фет не спешит публиковать продолжение цикла своих нашумевших очерков: в письме от 24 февраля 1866 г. Борисов сообщает Тургеневу: «Фет «Из деревни» еще не послал Каткову— очень интересная» (ТС. V. С. 512). К этому времени, вероятно, между Фетом и редакцией «Русского вестника» случилась какая-то размолвка — и очередной очерк в журнале так и не появился. В 1867 г. Фет вошел в контакт (через посредство Я.П. Полонского) с журналом «Литературная библиотека»: в № 4 и 5 за этот год там были опубликованы статьи Фета «Два письма о классическом образовании» и «Два письма о значении древних языков в нашем воспитании»; в № 1 за 1868 г. — «Заметки о выборе мировых судей» и, наконец, в № 2 — интересующий нас «деревенский» очерк. К этому времени и внешность, и интересы Фета несколько изменяются. Тургенев (в письме к П. Виардо от 13/25 июня 1868 г. из Новоселок) так описывает «переменившегося» Фета: «Фет здесь; он очень растолстел, облысел; бородища у него стала огромнейшая. Чтоб посмешить меня, он надел на себя судейский мундир — действительно, в нем очень забавен» (777. Т. 7. С. 160— 161). Годом раньше, в июне—июле 1867 г., Фет был избран почетным мировым судьей Мценского уезда — и очень ревниво относился к своим обязанностям. Тургенев между тем уверился, что Фет как поэт «выдохся до последней степени» и стал «плохо и дрябло повторять самого себя» (из писем к Я.П. Полонскому от 2 и 13 января 1868 г.: ТП. Т. 7. С. 27, 30); правда, для фетовских очерков он делает некоторое снисхождение; ср. в письме к Борисову от 18/30 ноября 1867 г.: «Стихов я ему более не советую писать — но в статьях его, даже там, где он (между нами будь сказано) чушь городит, попадаются всегда прелестные вещи» (ТП. Т. 6. С. 344—345). Текст очерков А.А. Фета "Из деревни" (1868)

В.А. Кошелев Комментарии// Фет А.Л. Жизнь Степановки, или Лирическое хозяйство / Вступ. статья, сост., подгот. текста и коммент. В.А. Кошелева и СВ. Смирнова. М.: Новое литературное обозрение, 2001.

понедельник, 9 августа 2010 г.

День памяти Великомученика и целителя Пантелеимона

вмч. Пантелиимон
Великомученик и целитель Пантелеимон родился в городе Никомидии в семье знатного язычника Евсторгия и назван Пантолеоном. Его мать Еввула была христианкой. Она хотела воспитать сына в христианской вере, но умерла, когда будущий великомученик был еще юным отроком. Отец отдал Пантолеона в начальную языческую школу, окончив которую юноша начал учиться врачебному искусству у знаменитого в Никомидии врача Евфросина и стал известен императору Максимиану (284-305), который захотел видеть его при своем дворе.

В то же время в Никомидии тайно проживали священномученики пресвитеры Ермолай, Ермипп и Ермократ, уцелевшие после сожжения 20000 христиан в Никомидийской церкви в 303 году. Святой Ермолай неоднократно видел Пантолеона, ходившего мимо их убежища. Однажды пресвитер позвал юношу в свое жилище и рассказал о христианской вере. После этого Пантолеон ежедневно посещал священномученика Ермолая.

Как-то раз юноша увидел на улице мертвого ребенка, укушенного ехидной, которая еще была рядом. Пантолеон начал молиться Господу Иисусу Христу о воскрешении умершего и умерщвлении ядовитого гада. Он твердо решил, что в случае исполнения его молитвы станет последователем Христа и примет Крещение. Ребенок ожил, а ехидна разлетелась на куски на глазах у Пантолеона.

После этого чуда Пантолеон был крещен святым Ермолаем с именем Пантелеимон (всемилостивый). Беседуя с Евсторгием, святой Пантелеимон подготовил его к принятию христианства, и когда отец увидел, как сын исцелил слепца призыванием Имени Иисуса Христа, то он уверовал во Христа и крестился вместе с прозревшим слепцом.

После смерти отца святой Пантелеимон посвятил свою жизнь страждущим, больным, убогим и нищим. Он безмездно лечил всех обращавшихся к нему, исцеляя их Именем Иисуса Христа. Он посещал в темницах узников, особенно христиан, которыми были переполнены все тюрьмы, и лечил их от ран. В скором времени молва о милостивом враче распространилась по всему городу. Оставив других врачей, жители стали обращаться только к святому Пантелеимону.

Из зависти врачи донесли императору, что святой Пантелеимон лечит христианских узников. Максимиан уговаривал святого опровергнуть донос и принести жертву идолам, но святой Пантелеимон исповедал себя христианином и на глазах императора исцелил расслабленного Именем Иисуса Христа. Ожесточенный Максимиан казнил исцеленного, восславившего Христа, а святого Пантелеимона предал жесточайшим мукам.

Господь явился святому и укрепил перед страданиями. Великомученика Пантелеимона повесили на дереве и рвали железными когтями, обжигали свечами, потом растягивали на колесе, бросали в кипящее олово, ввергали в море с камнем на шее. Во всех истязаниях великомученик оставался невредимым и с дерзновением обличал императора.

В то же время перед судом язычников предстали пресвитеры Ермолай, Ермипп и Ермократ. Все трое твердо исповедали свою веру во Спасителя и были обезглавлены (сведения о них помещены 26 июля).

По повелению императора великомученика Пантелеимона бросили на растерзание диким зверям в цирке. Но звери лизали его ноги и отталкивали друг друга, стараясь коснуться руки святого. Зрители поднялись с мест и стали кричать: "Велик Бог христианский!" Разъяренный Максимиан приказал воинам рубить мечами всех, кто славил Имя Христово, а великомученику Пантелеимону отрубить голову.

Святого привели на место казни и привязали к масличному дереву. Когда великомученик молился, один из воинов ударил его мечом, но меч стал мягким, как воск, и не нанес никакой раны. Святой окончил молитву, и послышался Голос, звавший страстотерпца по имени и призвавший в Небесное Царство. Услышав Голос с Неба, воины упали перед святым мучеником на колени и просили прощения. Палачи отказались продолжать казнь, но великомученик Пантелеимон повелел выполнить приказ императора, сказав, что иначе они не будут иметь с ним части в будущей жизни. Воины со слезами простились со святым, целуя его.

Когда мученику отсекли голову, из раны потекло молоко. Маслина, к которой был привязан святой, в момент его смерти покрылась плодами. Многие присутствующие при казни уверовали во Христа. Тело святого, брошенное в костер, осталось в огне неповрежденным и было погребено христианами († 305). Слуги великомученика Пантелеимона Лаврентий, Вассой и Провиан видели его казнь и слышали Голос с Неба. Они написали повествование о жизни, страданиях и кончине святого великомученика.

Святые мощи великомученика Пантелеимона частичками разошлись по всему христианскому миру: честная глава его находится ныне в Русском Афонском монастыре во имя великомученика Пантелеимона.

Почитание святого мученика в Русской Православной Церкви известно уже с ХII века. Князь Изяслав, в крещении Пантелеимон, сын святого Мстислава Великого, имел изображение великомученика Пантелеимона на своем шлеме. Заступлением святого он остался жив в войну 1151 года. В день памяти великомученика Пантелеимона русские войска одержали две морские победы над шведами (в 1714 году при Гангаузе, в 1720 году при Гренгаме). В ознаменование этого по распоряжению Петра I в Санкт-Петербурге построена Церковь св. великомученика и целителя Пантелиимона
Имя святого великомученика и целителя Пантелеимона призывается при совершении таинства Елеосвящения, освящения воды и в молитве за немощного.

День памяти святого великомученика и целителя Пантелеимона в Русской обители на Афоне является храмовым праздником. Предпразднство начинается за 8 дней до праздника, в которые после вечерни поются молебные каноны на 8 гласов, причем для каждого дня имеется особый канон. Второй день праздника - ктиторский день. В самый день праздника после вечерни соборне совершается панихида по почившим строителям и благодетелям обители, освящается и раздается коливо (кутия). Припевы на 9-й песни канона великомученику и целителю Пантелеимону по рукописной афонской службе напечатаны в "Журнале Московской Патриархии" (1975, № 3, с. 45-47).

По материалам days.pravoslavie.ru

суббота, 7 августа 2010 г.

Брюсов о Гоголе

В статье «Ключи тайн» Брюсов назвал Гоголя одним из «самых ярых реалистов-писателей». Однако для символистов была характерна трактовка Гоголя как романтика и фантаста, восходящая к Ап. Григорьеву (см.: Москвитянин, 1852, № 1-2; 1853, № 1). Статья Брюсова Испепеленный. (К характеристике Гоголя) статья является ярким примером подобной интерпретации Гоголя. В своих рассуждениях Брюсов, по-видимому, опирался на А. Потебню, который утверждал, что «гиперболичность составляет довольно видную черту» слога Гоголя (Из записок по теории словесности. Харьков, 1888, с. 366). В этой книге раздел «Гипербола и ирония» был построен на примерах из Гоголя, которыми Брюсов частично воспользовался в «Испепеленном». Брюсову была известна и книга И. Мандельштама «О характере гоголевского стиля» (Гельсингфорс, 1902), которая развивала замечания Потебни о Гоголе (см. рецензию Брюсова на эту книгу. — РА, 1902, № 5). Источником биографических сведений о Гоголе для Брюсова послужил четырехтомный свод В.И. Шенрока «Материалы для биографии Гоголя» (М., 1892—1897), по которому он цитирует воспоминания и письма современников Гоголя.

Несмотря на общность основной тенденции в подходе к Гоголю, между символистами существовали в этом вопросе и важные различия. Так, Мережковский видел в Гоголе прежде всего мистика (Мережковский «Судьба Гоголя». — НП, 1903, №№ 1, 2, 3, и кн. «Гоголь. Творчество, жизнь и религия». СПб., 1909), А. Белый — мистического символиста (Белый «Гоголь». — В, 1909, № 4). Брюсов сосредоточил свое внимание на вопросах поэтики Гоголя. Его толкование Гоголя отличалось и от точки зрения других символистов, так же как от взглядов представителей культурно-исторической школы.

Статья «Испепеленный» была воспринята как одна из серьезных интерпретаций Гоголя. Так, Н. Лернер считал, что Брюсов «верно определяет одну из главных писательских и личных черт Гоголя - его гиперболизм» и дает «очень вдумчивый и в основе правильный анализ... писательского пафоса Гоголя» (ИВ, 1909, № 10). Брюсов

Отрицательная рецензия на статью Брюсова появилась в газете «Киевская мысль» (1910, 4 мая). В ней утверждалось, что к Гоголю Брюсов подошел с позиций «мещански-трезвенного и лавочнически-ограниченного натурализма и реализма». В отчетах о лекции Брюсова говорилось о негодовании части публики, пытавшейся остановить лектора, а затем покинувшей зал (PC, 1909, 28 апреля; брошюра «Гоголевские дни в Москве». М., 1910, с. 89-90). «День 28 апреля, — записывает Брюсов (по-видимому, по памяти, давая неточную дату). — Освистание меня» (Дневник, с. 142).

вторник, 3 августа 2010 г.

О России вообще и о Сибири в частности

Фрагмент письма к человеку, считающему, что слишком много земли в современной России не обрабатывается:
"...Вы пишете, что проезжая поездом от Сибири до Москвы, Вас поразила картина того, что много невозделанной земли, и Вы это относите к признаку современного положения. Позвольте с Вами не согласиться. Мне очень много приходилось проезжать по пути Новосибирск-Москва по Транссибирской магистрали, по нескольку раз каждый год, начиная с 1982 года, когда я уже начала ездить самостоятельно, и в отпуск, а потом в ленинградский институт, и всегда: и в советское, и в перестроечное время, и сейчас - за окном поезда одна и та же картина - тысячи километров никогда никем не обрабатываемой земли. Но причина этого в том, что это зона негарантированного земледелия, а точнее сказать - гарантированного неурожая. Слишком короткое и сухое лето, слишком скудные почвы, а дальше, на восток, ближе к Чите - даже зона вечной мерзлоты. Это обработать невозможно. Обработать-то может и возможно, но вот получить урожай, такой, чтобы он окупил все затраты на него - дело весьма маловероятное. Я очень хорошо помню совхозные поля в Новосибирской области. Да, порой поля все стояли зеленые, особенно если там выращивалась кукуруза на силос. Бывали урожайные годы на овёс и другие культуры, но бывало и такое, когда на голой безжизненной земле, на расстоянии полметра друг от друга торчали полувысохшие стебельки посаженного овса с двумя-тремя тощими зёрнышками в колосе - и такая картина тянулась километры... Даже и убирать-то такой овёс не выгодно - затраты на технику и горючее будут выше, чем выгода с полученного "урожая".
Тут ничего не поделаешь!
Какие города в Америке находятся на одной параллели с Москвой? - никаких, одна Аляска. Какие города в Канаде находятся на одной параллели с Москвой? - очень маленькие, занимающиеся в основном обработкой природных ресурсов: газа, нефти и пр., а не сельскохозяйственным производством. В Канаде всё, что севернее 55 широты - необрабатываемые или малообрабатываемые земли, также как и у нас.
Да, кое-где были в Советском союзе территории, которые обрабатывались, а теперь заброшены, Но это счастье что они заброшены, ибо это была не обработка, а зарывание зерна в землю. Напоминаю, я говорю, вовсе не о Кубани, а о территории на географической широте Москвы и севернее её.
Тут мне могут возразить, что мол, Финляндия гораздо севернее и люди там вполне успешно занимаются сельским хозяйством. Это так. Но Север Европы согревает Гольфстрим - тёплое морское течение в Атлантическом океане. Благодаря Гольфстриму страны Европы, прилегающие к Атлантическому океану, отличаются более мягким климатом, нежели другие регионы на той же географической широте: массы тёплой воды обогревают находящийся над ними воздух, который западными ветрами переносится на Европу.
В Сибири Гольфстрима нет, да и остальной территории России тоже мало Гольфстримовского тепла достаётся, разве что Калининграду (бывшему Кёнигсбергу) кое-что перепадает. Так что как бы нам не хотелось увидеть комбайны, переполненные зерном на 55° северной широты и ещё севернее, но картина это всё же редкая и зависит она не от ленности человека, а от природно-климатических условий. Тут уж ничего не изменишь..."

воскресенье, 1 августа 2010 г.

Обретение мощей Прп. Серафима Саровского

Прижизненный портрет прп. Серафима
В 1903 году состоялось прославление преподобного Серафима Саровского, через 70 лет после его кончины.
19 июля, в день рождения святого, с великим торжеством были открыты его мощи и помещены в приготовленную раку. Долгожданное событие сопровождалось многими чудесными исцелениями больных, в большом количестве прибывших в Саров. Почитаемый очень широко еще при жизни, преподобный Серафим становится одним из самых любимых святых православного русского народа, так же как и Преподобный Сергий Радонежский.

"Пост, молитва, бдение и всякие другие дела христианские, - учил Преподобный, - сколько ни хороши сами по себе, однако не в делании лишь только их состоит цель нашей жизни христианской, хотя они и служат средствами для достижения ее. Истинная цель жизни нашей христианской есть стяжание Духа Святаго Божия". Однажды, находясь в Духе Божием, преподобный видел всю Русскую землю, и была она наполнена и как бы покрыта фимиамом молитв верующих, молящихся ко Господу.

В описаниях жизни и подвигов святого Серафима приводится много свидетельств благодатного дара прозрения, которым он пользовался для возбуждения в людях раскаяния во грехах и нравственного исправления.

"Господь открыл мне, - сказал он, - что будет время, когда архиереи Земли Русской и прочие духовные лица уклонятся от сохранения Православия во всей его чистоте, и за то гнев Божий поразит их. Три дня стоял я, просил Господа помиловать их и просил лучше лишить меня, убогого Серафима, Царствия Небесного, нежели наказать их. Но Господь не преклонился на просьбу убогого Серафима и сказал, что не помилует их, ибо будут учить учениям и заповедям человеческим, сердца же их будут стоять далеко от Меня".

Являя благодатные дары и силу Божию людям, преподобный Серафим назидал приходивших к нему, как идти узким путем спасения. Он заповедал своим духовным детям послушание и сам до конца жизни был верен ему. Проведя всю жизнь в подвигах, непосильных для обычных людей, он советовал идти святоотеческим "царским (средним) путем" и не брать на себя чрезмерно трудных деяний: "выше меры подвигов принимать не должно; а стараться, чтобы друг - плоть наша - был верен и способем к творению добродетелей".

Самым главным подвигом и средством к стяжанию Святого Духа Преподобный считал молитву. "Всякая добродетель, Христа ради делаемая, дает блага Духа Святого, но... молитва более всего приносит Духа Божия, и ее удобнее всего всякому исправлять".

Каждое воскресенье и каждый праздник неопустительно приобщаясь Святых Таин, преподобный Серафим на вопрос, как часто следует приступать к Причащению, ответил: "Чем чаще, тем лучше". Священнику Дивеевской общины Василию Садовскому он говорил: "Благодать, даруемая нам Приобщением, так велика, что как бы ни недостоин и как бы ни грешен был человек, но лишь бы в смиренном токмо сознании всегреховности своей приступал ко Господу, искупляющему всех нас, хотя бы от головы до ног покрытых язвами грехов, и будет очищаться благодатию Христовою, все более и более светлеть, совсем просветлеет и спасется".

"Нет хуже греха и ничего нет ужаснее и пагубнее духа уныния, - говорил святой Серафим. Он сам светился радостию духовной, и этой тихой, мирной радостью он с избытком наполнял сердца окружавших, приветствуя их словами: "Радость моя! Христос воскресе!"

Текст полностью